![]() |
![]() Папа:Папа: Подмостки большого кино![]() «Папа», Россия, 2004 Самые сложные фильмы для кинокритика — это те, которые по-настоящему о высоком. В которых нет расписных красот и пустых слёз, в которых главный герой не хочет спасать мир, а мчащийся поезд является не символом торжества человеческого разума над неживой природой, а всёго лишь отражением неотвратимости судьбы, которая надвигается на человека и норовит унести его с собой туда, где совсем ничего нет. ![]() Как можно не восхищаться фильмом, который проповедует любовь к родителям, который рассказывает о борьбе настоящей преданности и настоящего предательства, о войне и мире, о столицах и местечках, о врагах народа и тихом периферийном украинском еврействе, о котором уже никто не вспоминает с самых времён войны. Босоногое детство тридцатых годов, скрипка как ключ к покорению Москвы, «чуждое происхождение» как шлагбаум на этом пути, красные полотнища и белые дворцы, чёрные воронки с надписью «хлеб», холокост и победа над фашизмом, бегство от любви и бегство за любовью, санитарный поезд и трамвайчик «Аннушка». Это всё — фильм Владимира Машкова «Папа», его нельзя не любить, потому что иначе это было бы предательством по отношению ко всему светлому и забвением всему тёмному, о чём писал Галич, о чём четыреста раз говорил с театральной сцены сам Машков, и о чём он теперь снял фильм. Недаром «Папа» завоевал призы зрительских симпатий на ММКФ и «Окне в Европу» в Выборге. Это оценка игре юного скрипача, стипендиата фонда Спивакова Андрея Розендента. Это оценка самому Машкову, чей Абрам Шварц вышел таким эмоциональным, экспрессивным и близким множеству совершенно разных людей. Это результат впечатления от ролей Ханы и Мейера Вольфа. Это вообще дань жизненности истории, придуманной Галичем. Той истории, которой во многом жили наши родители. ![]() Тематика фильма дала его создателям огромную фору, но она же, увы, сделала невозможной малейшую ошибку. Любая фальшь, неопытность или сырость неуместна, когда говорят о святом. Такие фильмы могут стать мировыми шедеврами, взойти на пантеон. Или не взойти, оставшись любимыми зрителем, но не понятыми в среде самой не прощающей — среде профессионалов кино. Увы, зрительский успех не помог Машкову-режиссёру быть понятым и принятым в той мере, в какой принят и признан у кинообщественности Машков-актёр. Почему так? Почему, когда покидаешь зал с ощущением тоски и восторга на душе, всё-таки не можешь отрешиться от ощущения незавершённости, незаполненности? Проблема фильма «Папа» оказалась в первоисточнике, точнее в том, как отразился он в мыслях авторов картины. Машков рассказывает в своих интервью, что они старались выстроить сценарий фильма с нуля, беря текст Галича лишь за первооснову, додумывая и привнося личные биографические воспоминания, высказывая языком кино то, что до этого звучало лишь со сцены, заполняя кадр крупными планами, придавая пьесе жизнь и энергетику, возможную только в кино. ![]() Так и нужно было поступить. Сумей Машков справиться с этой задачей — ему можно было бы ставить памятник. Да, роль папы ему удалась бесспорно, долгие крупные планы на всклоченной бороде и блестящих безумным светом горечи и доброты глазах стоят дорогого. Но увы, в финале фильм остался пьесой. Спектаклем, в котором могут проноситься настоящие поезда, где зрителю дано заглянуть каждому персонажу в лицо, где цветут каштаны и подсолнухи, где аплодирует юному дарованию зал Московской Консерватории. Талантливым спектаклем, но не кино. Почему так? Прежде всего это видно по второстепенным героям, которых в фильме очень много, каждый со своей жизнью, со своим счастьем и своим горем, но увы, главными героями им не стать, а для персонажей второго плана каждого из них слишком много в кадре — не связанные друг с другом ничем, кроме времени и места действия, они не сливаются в многомерную полифонию, они становятся хором талантливых солистов, не умеющих играть вместе, пытающихся поймать сигнал дирижёра, но получающих от него лишь одобрительный кивки — отлично играешь, отлично. ![]() Правда, к игре актёров и в особенности музыке нет ни малейших претензий. Возражения возникают оператору, сценаристу и монтажёру. И режиссёру, который ими должен всецело руководить. Сложный букет из сюжетных линий, стилистик, диалогов и монологов никак не желает укладываться в единое целое, оставляя впечатление партий маленьких лебедей, исполненных примадоннами. По очереди. С перерывами на прибытие поезда. Куски фильма, отстранённые друг от друга лязгом рычагов, отбивающих ритм, и пронзительной дробью на стыке рельс. То, что должно было стать символом потери, ухода из невозвратимого прошлого в неизбывное будущее, на деле стало рекламными паузами, отделяющими порции кинопродукта, классическим способом заполнить кадр там, где придумать достойный переход просто не получилось. ![]() Поезд, а точнее паровоз, это вообще один из самых киногеничных объектов — колёса как бобины, разматывающие плёнку полотна, фонарь кинопроектора, вся эта механика движения — того, чем важнейшее из искусств отличается от других. Увы, большего штампа придумать сложно. Тут уж сколько ни старайся, даже помещая камеру между могучих рычагов, а главного героя — на рельсы перед колёсами, всё равно выйдет повторение пройденного. И всё равно получится пьеса, а не киносценарий. Спектакль, а не кино. И эмоциональный всплеск, который уместен в пьесе, если крупно, на камеру, превращается в надрыв, в перехлёст. А мхатовские паузы оказываются слишком длинными. Жаль. Потому что посвящение, звучащее в конце фильма, обязывает к большему пиетету, к осторожности, тщанию. Остаётся пожелать Машкову-режиссёру ещё снять своё кино, которое будет настоящим шедевром, а Машкову-актёру держать ту высочайшую планку, которую он сам для себя поднял в «Папе». До встречи в кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/09/12/papa.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ДРАМА"
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
![]()
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|