Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Война Анны:

Война Анны: Стебель

Никита КОМАРОВ, 7 мая 2019
 
Поставьте фильму оценку!

Видимая поначалу лишь в форме изолированных конечностей, кусков белой кожи, пробивающихся сквозь чёрную землю, из-под чужого мёртвого тела выбирается девочка, чьё имя известно только благодаря названию, — выбирается навстречу жизни, обнулённой не достигшими её выстрелами. Час с небольшим «Войны Анны» покрывает два-три месяца этой жизни; скрываясь в здании немецкой комендатуры, девочка находит себе дом в буквальном зазеркалье, адаптируется, исследует, не произнося ни слова. Это жизнь, созданная смертью, проживаемая в условиях смерти, невозможная, если о ней узнают некоторые другие живые существа.

Взявшись сразу за военную и выживальческую тематику, Алексей Федорченко одновременно изменил и не изменил себе. Здесь до него кто только не побывал, и «Война Анны», даже следуя своим целям и заботам, оказывается наименее самобытной работой самобытнейшего из живущих российских режиссёров; в ней есть ровно одна сцена, которую невозможно представить придуманной и снятой кем-то другим. Но, как и прежде, Федорченко не склонен к сентиментальности и пафосу, и если предыдущие его фильмы нередко были увлечены деталями и ритуалами, из которых состояла жизнь в конкретных историко-географических условиях, то «Война Анны» — ещё одно добавление к этой теме, чьё действие происходит в непривычно опасной и одинокой обстановке.

Вместе с тем всё это не может не стать, на определённом уровне, приключением, какой бы трагедией оно ни было обусловлено, и какой бы серьёзный тон ни сохранял фильм. Поиски еды предполагают охоту, её приготовление — изобретательность; в огромном здании, которым начинается и заканчивается мир, каждое новое открытие становится событием, а любые предметы могут означать жизнь или смерть. От шестилетней Марты Козловой, взятой на главную роль на основе фотографии, требовалось часами находиться молча перед камерой, после чего в фильм попадали считанные секунды; за неимением слов её Анну характеризуют, главным образом, острые черты лица и одновременно отчуждённые и настороженные чёрные глаза, делающие её саму похожей на зверька.

Война Анны

Самый — и, быть может, единственный в классическом понимании — драматический эпизод сводит вместе противоречия её существования. Инстинктивное самосохранение одного существа обрывает жизнь другого — момент особенно болезненный, учитывая, насколько сдержанно всё вокруг него, — и побуждает к действию, одновременно продуманному и подчинённому детской логике; война Анны, как и любая война, означает не только выживание, но и убийство. Парадоксальным, казалось бы, образом, именно эта последовательность событий с наибольшей силой подтверждает в ней человека. Подобное трение продолжается на уровне фильма в целом, существующего между близким и отдалённым, испытываемым и наблюдаемым, универсальным и специфическим, реальным и фантасмагорическим.

После показа в екатеринбургском Ельцин Центре приземлённо настроенный Федорченко подтвердил свою приверженность лаконичности и микроформатам; от часов диалогов, написанных для фильма Натальей Мещаниновой, в итоге не осталось практически ничего, сам он — и без того максимально короткий для привычной полнометражки — поделён тяжёлыми затемнениями на множество миниатюрных историй, состоящих порой из жеста или поступка. Подобное очищение усиливает значимость каждого оставшегося объекта, каждого движения и звука, и этим же делает их менее спонтанными и уникальными. Как заметил сам режиссёр, эта история могла произойти в любой зоне оккупации. Это, впрочем, не означает, что она могла бы произойти с другими детьми.

В результате «Война Анны» производит гипнотический эффект, почти всегда сохраняя дистанцию; это кино, абсолютно успешное на своих условиях — в точности как главная героиня, оно само определяет свои границы, в них и существует, извлекая пользу из того, что имеет перед собой, и не желая выходить за пределы. Строгий формалистский подход Федорченко к потенциально бесстыдной теме — ребёнок, война — ограждает его от типичных проблем ценой того, что редко даёт о себе забыть. Несмотря на открытый финал, фильм не оставляет за собой вопросов и загадок; кульминационный жест девочки за годы до окончания общей войны ставит точку на её личной войне и истории, отпуская на волю её саму, фильм и зрителя.

Война Анны

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2019/05/07/voinaanny.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"


Война Анны:



"Утомлённые солнцем 2: Предстояние"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама