Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Страсти по Толкиену

Роман КОРНЕЕВ, 4 марта 2002

Все вокруг посходили с ума. Только и разговоров, что о "Властелине колец". Только и вопросов, что о том, смотрел или не смотрел. Выносить весь этот бедлам человеку нормальному достаточно непросто, но ведь и в самом деле любопытно! Не о ценах на водку спорят, не деньги чужие делят. Какое-никакое, а искусство.

Вообще, человеку интересующемуся главный во всём этом момент известен хорошо — разговоры, споры и всё остальное возникли вокруг произведений английского профессора-лингвиста Дж. Р. Р. Толкиена не сегодня и даже не в этом тысячелетии, последние же события лишь показали, какой в действительности глубокий пласт общемировой культуры эти произведения задевают. Наша страна не исключение, начать хотя бы с общеизвестного факта, что бывший актёр кино Рональд Рейган назвав Советский Союз "Империей зла", всего лишь воспользовался цитатой из того самого, толкиеновского "Властелина колец". И так уж сложилась ирония судьбы, что именно в этот момент у нас готовилась к публикации вторая и третья часть знаменитой тогда уже на весь мир трилогии. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что официального издания книг пришлось ждать целое десятилетие. Забавный штрих, ухмылка старухи-баловницы — СССР исчез, а Толкиен остался. В самодельных переводах и ксерокопиях он расходился не хуже Солженицына, целое поколение диссидентствующией у себя под подушкой интеллигенции тихо двигалось умом на полях сражений за Средиземье.

Ничего подобного не было ни до того, ни после. Мир, с любовью придуманный и мастерски нарисованный Профессором притягивал гораздо больше всякого стояния в очередях сначала за "жигулями", затем за колбасой, а после и вовсе — отоварить талоны на спички и мыло. Уже тогда в лесопарковой полосе того или иного уголка нашей родины начали мелькать, а потом и примелькались странноватого вида юноши в длинных и не очень чистых одеждах. Они были волосаты и при деревянных мечах, они называли себя эльфами и гномами, они откликались на многосложные непроизносимые имена, они...

Много чего "они". Вполне здравомыслящие "туристы" и полупрозрачные "толкиноиды", их реальностью в разной степени запущенности стал придуманный за полвека до того мир волшебной сказки. Так эльфийский перестал быть мёртвым языком, на нём разговаривали, смачно ругались и признавались в любви живые люди, а какие с его помощью творились боевые проклятия! Вполне себе сказочная фантазия Толкиена на поверку оказалась вовсе не сказочной. Лук, меч, доспехи, верный щит и крепкое копьё — вещи достаточно ощутимые, особенно когда по рёбрам.

Так одни поколения безбашенных сменялись другими, мир Средиземья продолжал жить своей жизнью, уже не настолько близкой к знаменитому вояжу Фродо к Роковой горе. Книги Профессора оделись в глянцевые обложки и разошлись огромными тиражами, появилось множество читателей, не заставших то время, когда "Властелин" был запрещённым чтением — так, ещё одна книга, пусть интересная, пусть даже выдающаяся, но не вполне чтобы из ряда вон. Сформировалась вторая группа населения, имеющая отношение к обсуждаемой тематике, она оказалась местами даже более начитанной, подробности и перипетии сюжета хороши на свежую голову, по прочтении. Именно эта категория граждан более других ценит известные продолжения Ника Перумова со товарищи. Именно её интерес к жанру фэнтези как таковому породил его внушительный расцвет в 90х годах прошлого века, продолжающийся до сих пор. Настоящий же "толкинутый" известен крайне осторожным отношением ко всякого рода апокрифам и вообще произведениям "конкурентов". Культ, он и есть культ, даже если это культ писателя.

И вот, к моменту выхода джексоновской экранизации описанные две группы непримиримых "знатоков" схлестнулись в открытом бою. Адепты фехтовальных изысков на лоне природы жаждали увидеть своё: рубку на мечах, тучу взвивающихся в небеса стрел, храбрость людей, красоту эльфов, силу гномов, свирепость орков. Увидеть страх на лице карабкающегося по склону Ородруина хоббита и мудрость всесильного мага Гэндальфа Серого. Более вменяемые давешние читатели, конечно, жаждут увидеть "как на самом деле выглядит" Лориенский лес и Врата Бараддура. Ну, а обычный кинозритель, понятное дело, жаждал просто зрелищности и "вообще посмотреть" о чём это столько шуму.

Собственно, при таком расхождении общественных ожиданий фильм просто не мог избежать ни ажиотажа, ни споров. Полностью толкинутые граждане желали видеть дотошность в деталях, полностью воспроизведённые длиннющие диалоги, беззаветного следования духу и букве "научного толкинизма". Люди более умеренного направления вовсе на этом не настаивали, однако считали необходимым сохранение неповторимой атмосферы живого мира Средиземья. Обычные же пожиратели попкорна, которые и должны были, по логике вещей, оплатить минуты наслаждения первых и вторых из собственного кармана, хотели просто живого, динамичного действа в той мере, которую на настоящий момент может обеспечить сверкающая и безжалостная машина Голливуда. Для трёхчасового фильма, согласитесь, задача недостижимая.

Решить такую задачу под силу было бы, разве что, поднимись он из могилы, гению Сергея Эйзенштейна. К сожалению, таковое чудо невозможно даже на фабрике грёз. Поэтому режиссёру со сценаристами пришлось идти на компромиссы. А компромисс без драки — этого даже в Древней Греции с ихней хвалёной демократией не удавалось. Вот и ругаются толкиноиды с нетолкиноидами, писатели с читателями (первые, кстати, вполне даже фильмом довольны, замечено), мусолятся упущенные и просто провальные сцены, возносятся стенания по поводу "ну откуда без умертвий хоббиты заполучат имеющиеся по сюжету волшебные мечи!" Несть числа камням преткновения.

Всё это, однако, говорит только об одном — фильм как таковой, в общем, может нравиться или не нравиться, но он, что известно, вполне коммерчески успешен и, при этом, может доставить немало приятных минут и миролюбивому полуэльфу, и "не шарящему" любителю попкорна, и просто почитателю творчества Профессора. Единственное исключение я сделаю, пожалуй, для совсем уж непробиваемых любителей "тряпочных" видео-копий — человек, не смотревший фильма на большом экране, не способен уловить в себе никакого отклика, кроме скуки. И поделом.

Остальным же в который раз пожелаю приятного просмотра (может, и повторного), а также советую ещё и ещё: читайте оригинал — возможно, это как раз тот случай, когда книга может быть в сто раз красочнее, добрее и богаче любой, самой изощрённой фантазии сценаристов и художников.

Спорщики же... спорщики разойдутся снова по своим углам, "ролевики" с весной потянутся в леса — доказывать своё право на нереальную реальность, остальные потихоньку Толкиена отложат в сторону. Однако почему-то мне кажется, что возникшие в обществе споры не о политике, а о художественных достоинствах и недостатках какого-никакого, а произведения искусства, сами по себе есть хорошо. А если к тому лишних тысячу человек "заболеют" любовью к деревянным мечам, да плюс тысяча-другая купит в книжном магазине заветный трёхтомник, это же и будет настоящим доказательством тривиальной мысли: никогда нелишне напомнить человеку о чём-то хорошем. Не Пушкин, так хоть Толкиен, он ведь тоже — наше всё.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2002/03/04/tolkien.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Райя и последний драконОбратная связьДушаОхотник на монстровЧестный ворГлавный геройМайор Гром: Чумной ДокторНе время умирать

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: ХОББИТ, ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ
Рецензии в рубрике "ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ФЭНТЭЗИ"
Властелин Колец: Две крепости: Две твердыни сносят башню


Властелин Колец: Две крепости:
Две твердыни сносят башню

Роман КОРНЕЕВ

Что бы там ни говорили любители нетленки made by Джоан Роулинг, ни один фильм последних лет, включая разлюбезных «гаррипоттеров», не вызывал у общественности такого нетерпения, граничащего с неврозом. Ну, когда же?! Почему так долго?! Опять нас за банановую республику держат... вон в Лондоне небось в декабре премьера, а у нас — жди месяц, косись на вездесущую пиратскую видеопродукцию? Эх, побыстрее бы...


«В поисках Немо», «Невезучие» и другие премьеры


«В поисках Немо», «Невезучие» и другие премьеры

Елена ПРАВДА

Журнал КиноКадр представляет обзор предстоящих премьер на ближайший месяц. Впереди — праздники, и присмотреть себе план посещения кинотеатров будет далеко не лишним. Как обычно, прокатчики любят приурочить выход новогодне-рождественской программы к католическому Рождеству, но это уж спишем на их личную безграмотность


Объявлены номинации «Золотого глобуса»


Объявлены номинации «Золотого глобуса»

Елена ПРАВДА

От себя КиноКадр поспешил отметить несколько заметных для отечественного проката и кинематографа в целом фильмов. Для начала спешим поздравить Питера Джексона аж с тремя номинациями "Возвращения короля" (лучший фильм, режиссёр, композитор), особенно радует третий пункт, который грозит нам ударным саундтреком. Не обошли кинокритики и Звягинцевское "Возвращение", равно как не вышедший ещё у нас, но уже с успехом идущий в мировом прокате "Последний самурай".


Молодые да ранние теснят классиков


Молодые да ранние теснят классиков

Роман КОРНЕЕВ

Понятно, что ожидать от лидеров мировых продаж принадлежнойсти к Высокому Исскуству было бы глупо, однако по крайней мере сей расклад может разрешить многие споры среди зрителей по части какой из их любимых фильмов лучший, а какой так себе, в смысле — Культовое Кино.


Матрица: Революция: Матрица: Революция торжествует!


Матрица: Революция:
Матрица: Революция торжествует!

Роман КОРНЕЕВ

Нарендеренного, смонтированного и перецифрованного добра так много, что первая и вторая части просто кажутся лишь бледным подобием. Разрекламированная заранее в трейлере сцена атаки на Зион так насыщена всем на свете, что как в разбомбленном Сталинграде думаешь — а там вообще есть кто живой? Куда там какие недочёты сюжета!

Отзывы: [1]


Лига выдающихся джентельменов: Лига вопиющих джентельменов. И леди


Лига выдающихся джентельменов:
Лига вопиющих джентельменов. И леди

Роман КОРНЕЕВ

Первая глыба, это, конечно, «Наутилус». Серебряные полированные завитушки снаружи и белоснежные переборки внутри. Штурвалы рубки, статуи по углам, гудение винтов и способность заплывать в самые... м-м-м... узкие места. Отлично! Если бы ещё бюджету на спецэффекты отпустили поболе, чтобы монтаж не так кидался в глаза, вот был бы фан. Но и так - красиво, чёрт побери





Несмотря на скоропостижный перенос мультфильма «На связи» на 2021 год, заокеанский уикенд всё равно сумел удержаться от чрезмерных падений и даже напротив...


25 октября, воскресенье
Отечественный прокат ввиду скоропостижного переноса комедии с Де Ниро «Дедушка нелёгкого поведения» на неделю вперёд очень рассчитывал на результаты уикенда...


22 октября, четверг



21 октября, среда





Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 7.9%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама