Итоги кинопрокатного года 2007: десятка лидеров и общая кинокасса

Новости » Кассовые сборы, 14 декабря 2007, 15:54:22

Отечественный кинопрокатный сезон по традиции отсчитывается с 1 декабря, и в эти дни кинобизнес спешит подвести итоги года, насколько изменился за 12 месяцев рынок в целом, и каков в итоге оказался список лидеров.

Благодаря объективным причинам (значительно увеличившаяся конкуренция в графике релизов и недостаточная популярность отдельных ожидаемых фильмов, на которые и делалась ставка) прошедший 2007 год так и не принёс таблице абсолютных рекордов нового лидера. Тем не менее валовая касса отечественного кинопроката выросла, против ожиданий, на 36,7% (в прошлом году рост составил 30%), достигнув суммы $560 млн. Рост этот, впрочем, почти не был обеспечен ростом продаж билетов — стомиллионная планка годовой аудитории осталась практически неизменной, так что рост этот — скорее дань падению доллара (8%) и инфляционному коэффициенту рублёвой стоимости билета (ещё 12%), итого мы приходим к реальному росту рынка в 17%, что и прогнозировалось нами год назад.

Далее рассмотрим изменения структуры распределения этой суммы между отечественным и зарубежным кино, между отечественными и зарубежными прокатчиками, а также между блокбастерами и релизами второго плана. Для этого традиционно представляем десятку лидеров (без учёта сборов Украины):

1. «Пираты Карибского моря 3» ($30,9 млн)
2. «Шрек Третий» ($23,1 млн)
3. «Волкодав» ($20,0 млн)
4. «Гарри Поттер 5» ($16,3 млн)
5. «Жара» ($15,6 млн)
6. «Трансформеры» ($15,2 млн)
7. «Человек-паук 3» ($13,9 млн)
8. «Ночь в музее» ($12,9 млн)
9. «Такси-4» ($12,1 млн)
10. «Бой с тенью 2» ($11,8 млн)

Любопытно, что ещё сразу два широкопрокатных отечественных проекта, окупившихся по итогам проката, в десятку не вошли — совсем немного не хватило фильму «Любовь-морковь» ($11,6 млн), отдельной же строкой идёт «День выборов» ($6,2 млн), который фактически открыл у нас в стране жанр сверхприбыльной малобюджетной постановки, при этом создатели оказались так недовольны этим итогом, что второй фильм — грядущий проект «День радио» будет отдан другому прокатчику, видимо в расчёте на ещё больший успех.

Если же взглянуть на десятку в целом, то картина получается следующая: лидеры заработали в сумме $172 млн (год назад — $145 млн, а в 2005 году — $100 млн), то есть доля лидеров в общей кассе таким образом снова уменьшилась. В числе топ-10 снова три отечественных проекта, но общая их сумма $48 млн по сравнению с прошлым годом почти не изменилась даже без учёта курсовой разницы.

В общем же зачёте $160 млн собрали в сумме 77 российских проектов ($105 млн и 59 в прошлом году), из которых больше миллиона собрали 25 фильмов, а больше $100 тыс. — 48 проектов. Ещё столько же, по неофициальной информации, до проката просто не дошло. Как видим, рост сборов отечественных проектов даже без участия такого медийного фактора, как Константин Эрнст (двухлетний перерыв закончится как раз через неделю, 21 декабря, с выходом «Иронии судьбы 2»), идёт опережающими темпами, однако до построения нормального кинорынка с регулярной окупаемостью проектов нам всё ещё далеко. При среднем бюджете картин, дошедших до проката, в $3 млн средние сборы составили в полтора раза меньше, что даже с учётом господдержки, доходов с DVD и телевидения и без учёта расходов на промоушен по прежнему держит отечественный кинобизнес за порогом безубыточности, хотя и приближает многие проекты к успеху.

Всего же, возвращаясь к прокату в целом обращая внимание на традиционную таблицу «Десятка лидеров проката с Украиной», заметим, что за прошедший год в ней появилось 5 новых имён — на первое место в долларовом исчислении претендует ПКМ-3 ($34,03 млн против $34,02 млн у «Дневного Дозора»), пятая строчка «Шрэк Третий» ($25,3 млн), шестое место «Волкодав» ($20,8 млн), девятая строчка ГП-5 ($18,4 млн) и десятая «Трансформеры» ($17,2 млн). Любопытно что «Жара» не добрала до последнего почти полмиллиона.

Отдельно же рынок Украины продолиж свой рост в фарватере российского проката (порядка $50 млн за год), выделившись разве что тенденцией по большему преобладанию западных релизов, в десятке лидеров знакомые имена, но ни одного российского фильма — «Жара» лидирует среди них на одиннадцатом месте с суммой $1,1 млн, а возглавляет список тот же ПКМ-3 — $3,2 млн, абсолютный рекорд украинского проката.

Что касается прокатной доли отечественного кинобизнеса, то она в этом году стремительно сдала позиции. В первую очередь это произошло по причине потери «Каскадом» контракта с крупнейшими западными мейджорами, которые создали новую компанию «Буено Виста Сони Пикчерз Релизинг», сразу взявшую высоту в $80 млн за год, войдя в достаточно ровную пятёрку лидеров 80-90-миллионников, из которых несущественно выделилась прокатная дочка «Юнивёрсал» (получившая также контракты на фильмы студий «Дримворкс» и «Парамаунт» и заменившая на рынке компанию UIP), на долю которой досталось $95 млн или 17% рынка. При этом в пятёрку из отечественных прокатчиков входит ЦПШ, который протолкнул в десятку лидеров сразу три проекта, из них один достаточно неожиданный и к тому же не наш — «Такси 4» (тот же ЦПШ одновременно стал лидером по количеству выпущенных фильмов — 47), и «Каро» с «Гарри Поттером» и «300 спартанцами», доставшимися ему по до сих пор действующему контракту с Warner Bros.

В остальном, если не учитывать окончательно ставшую «20 век фокс СНГ» компанию «Гемини», то отечественные прокатчики хоть сколько-то заметно представлены компаниями «Парадиз» ($33 млн), «Вест» ($22 млн), «Наше кино» (прокатная дочка СТВ собрала $15 млн) и злополучный «Каскад» ($20 млн против 23% рынка в прошлом году). И никаких особых надежд на то, что эта картина как-то существенно изменится в следующем сезоне, рынок не возлагает.

Точно также следующий год скорее всего ещё уменьшит темпы реального роста валовых кассовых сборов, однако новые рекордсмены почти неминуемы, учитывая что «Гемини» уже сейчас объявило о предолении релизной планки в 1000+ копий, что на фоне уже нередкой сатурации в 500 копий для вполне проходных фильмов позволит и дальше развививать региональные сети кинотеатров, оставшиеся главной точкой роста современного кинопроката, исчерпавшего возможности двух столиц.

Общая же волна разочарования современными российскими блокбастерами, возникшая как тренд в 2007 году, скорее всего так и не будет замечена источниками бюджетов для отечественного кинопроизводства, и количество выпускаемых фильмов снова возрастёт, почти достигнув ста релизов в год (хотя эта масса и снизит средний бюджет картины), что означает ещё более усиливающуюся конкуренцию в прокате, ведь к двум-трём западным релизам в неделю теперь прибавляется один-два домашних, а пять премьер в неделю не может себе позволить даже такой развитый рынок, как американский, в котором значительное количество кинотеатров специализированны, а не показывают сразу всё.

Возможно, по пути такой специализации вынужденно пойдёт и отечественный кинобизнес, ожидаемый же спад количества отечественных кинопроектов, если не случится чего-нибудь экстраординарного (например вполне возможного массового прихода западных мейджоров и на рынок кинопроизводства), придётся уже на 2009 год.


Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту новость: http://www.kinokadr.ru/news/2007/12/14/1870.shtml
Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Желательно заполнять все поля, сообщения с пустыми полями попадают в премодерацию.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ :     
НОВОСТИ КИНО :    


 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама