Лондонский кинофестиваль 2017: фоторепортаж

Кловерфилд, 10:

Кловерфилд, 10: Как одолеть монстра

Никита КОМАРОВ, 2 апреля 2016
 
Поставьте фильму оценку!
Кловерфилд, 10

«Кловерфилд, 10» (“10 Cloverfield Lane”), 2016
Режиссёр: Дэн Трахтенберг
Авторы сценария: Джош Кэмпбелл, Мэттью Стюкен, Дэмиен Шазелл
Оператор: Джефф Каттер
Композитор: Беар Маккрири
Продюсер: Джей Джей Абрамс
В ролях: Мэри Элизабет Уинстед, Джон Гудман, Джон Галлахер-младший, Брэдли Купер (голос за кадром) и другие.

Это кино начиналось скромнее некуда — с «ультрамалобюджетного» сценария никому не известных людей под названием «Погреб», в завязке которого девушка просыпалась под землёй в гостях у незнакомого мужчины и получала от него новость о том, что поверхность стала необитаемой. Авторам повезло — попавшись на глаза нужным людям, их творение оказалось на студии вездесущего Абрамса, как раз приглядывавшегося к производству какой-нибудь очень недорогой, но потенциально прибыльной научной фантастики, и было отдано на переписывание ещё одному самородку Дэмиену Шазеллу, который тогда ещё не снял свою «Одержимость», но оба проекта уже объединяло наличие внезапных автокатастроф и конфликта молодёжи с угрожающим стариком.

Дальше стало интереснее. Дебютант Дэн Трахтенберг, обретший в интернете некоторую известность благодаря своей короткометражке по игре Portal, тихо снял фильм за несколько недель, после чего тот исчез на целый год, а в минувшем январе всплыл с названием, напрямую привязывающим его к «Кловерфилду», который в нашем отечестве известен несколько по-другому, поэтому здесь связь для нефанатов все равно утеряна. На посыпавшиеся вопросы Абрамс отвечал тем, что это, мол, не сиквел, а «родственник», режиссёр же и вовсе утверждал, что действие двух фильмов даже не происходит в одной и той же вселенной. Циничный ход мысли, пройдя через всю эту мишуру, останавливался, в общем, на том, что Голливуд в своей вечной охоте за прибылью теперь додумался объединять в один бренд никак не связанные между собой оригинальные фильмы.

Сам просмотр этот вывод не опровергает, но уравновешивает его ещё одним: Трахтенберг снял кино, которое просто-напросто заслуживает более широкой аудитории, чем та, которую он имел бы с предыдущим, никому ничего не говорящим названием. Это один из самых уверенных полнометражных дебютов недавнего времени прямо с пролога, в котором авторы, вместо того, чтобы обстоятельно вываливать на зрителя информацию через диалоги, изящно обходятся вовсе без слов, прежде чем забросить главную героиню и следующего за ней зрителя в тот самый бункер, как раз подготовленный к жизни в постапокалиптических условиях.

Кловерфилд, 10

Учитывая позднюю привязку к «Монстро», ирония в том, что перед нами во многом его абсолютная противоположность. Во-первых, сюжетно: если там герой весь фильм бегал по полуразрушенному городу в поисках девушки, то здесь героиня бежит от бойфренда и надолго попадает в замкнутое пространство, где есть еда, свет, музыка и настольные игры.

Во-вторых, стилистически: если в предыдущий раз зритель наблюдал удачную мимику спонтанного «домашнего видео», то Трахтенберг с неожиданным вниманием выстраивает свои кадры, исходя из эмоционального состояния персонажей. Стороны широкого экрана то и дело показательно сдавливают героиню Уинстед, не давая ей вырваться; одна из сцен с Гудманом располагает их в кадре так, что он превосходит её размерами сразу вдвое, а ещё камера, постоянно меняя ракурс, каждый раз выхватывает лишь небольшую часть его тела, без каких-либо спецэффектов делая из него человека-годзиллу. Другой эпизод лукавым образом не оставляет от внушительного актёра в кадре вообще ничего, кроме сжатого, чуть дрожащего кулака — и больше для саспенса ничего не нужно.

Кловерфилд, 10

Подобные вещи кажутся очевидными, но их никогда не стоит воспринимать как данность, поскольку именно такая забота о своём ремесле во многом и отделяет редкое хорошее кино (тем более зрительское) от бесчисленного плохого, а в данном случае — ещё и отдаёт должное формату герметического триллера. При всём этом Трахтенберг не заигрывается в формализм до такой степени, чтобы бить им зрителя по голове, но всегда следует за сценарием — а тот, со своей стороны, в каждой сцене и чуть ли не в каждом диалоге предоставляет новый кусок информации или тяжёлый намёк на оную, подтапливая имеющиеся интриги, и расставляет по своим местам важные предметы быта, начиная с ключей и замков и заканчивая чеховской бочкой с кислотой.

Наступает момент, когда это упорное движение вперёд начинает играть с авторами злую шутку. Несмотря на все вопросы, логично возникающие у протагонистов и у зрителя, это кино куда лучше работает с персонажами, нежели с сюжетом — как конфликт девушки, пережившей жестокость и вечно сбегающей от своих проблем, и её внезапного хозяина с патриархальным комплексом. В этом кино хороши все актёры — Гудман, с его никуда не исчезнувшим тучным магнетизмом и способностью моментально включать и выключать напряжение, и вовсе играет свою лучшую роль с конца 90-х, — но на сценарном уровне финалы двух его основных интриг, сталкиваясь друг с другом лбами, вызывают лишь ещё больше неуместных вопросов.

Кловерфилд, 10

И всё это — до финальных 15 минут, в которых фильм в корне меняет если не жанр, то, по меньшей мере, свой подход к этому жанру, и в кадре впервые всерьёз чувствуется присутствие Абрамса — вплоть до отголосков «Звёздных войн» в плане того, на что неожиданно для самой себя оказывается способной главная героиня. Даже то, что её внутренний конфликт в этом эпилоге никуда не исчезает, но, наоборот, должным образом разрешается, а сам фильм совершает этот резкий поворот скорее с азартом би-муви, чем с суровым лицом, не снимает возникающий диссонанс. С другой стороны, к этому моменту авторы всё равно накопили по отношению к себе достаточно доброй воли, и если «Кловерфилд» теперь действительно станет узнаваемым брендом-зонтом, под которым талантливые начинающие режиссёры смогут показать себя в недорогом жанровом кино, то можно это лишь поприветствовать. Два раза уже получилось.

Кловерфилд, 10

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Лига СправедливостиЧёрная пантераУбийство в Восточном экспрессеГеоштормТор 3: РагнарёкВойна токовЗвёздные войны: Последние джедаиТихоокеанский рубеж 2

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме:
Рецензия » Ктулхо фхтагн Роман КОРНЕЕВ
Рецензии в рубрике "УЖАС!"



"Сомния"
"Заклятие 2"



В минувшие выходные члены Американской киноакадемии проголосовали за то, чтобы исключить оскандалившегося продюсера Харви Вайнштейна из своего состава. За исключение...
Netflix продолжает строить планы по захвату мира. В 2018 году компания планирует выпустить более 80 собственных фильмов...

17 октября, вторник
Джованни Рибизи вновь сыграет менеджера межпланетной корпорации ОПР Паркера Селфриджа во всех продолжениях «Аватара» Джеймса Кэмерона...
15 октября закончился съёмочный процесс сразу двух ожидаемых фильмов студии Fox...
Netflix выиграл права на адаптацию сценарной заявки Джастина Мерца «Дороти и Алиса» про встречу двух героинь классических литературных произведений «Алисы в Стране...

Лига Справедливости



Чёрная пантера

16 октября, понедельник

На 48-м году жизни умер актёр театра и кино Дмитрий Марьянов. Актёр скончался в больнице подмосковного города Лобни...
Отечественная касса продолжает пребывать в полусонном состоянии, планка в три миллиона билетов за уикенд не покорялась ему уже три месяца...


Показать расписание фильма:


 



Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 40%
На DVD или Blu-Ray 9.2%
По телевизору 4.7%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 32%
В социальных сетях 3.8%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.2%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама