Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Берлинский музей кино: место встречи изменить нельзя

Надежда ЗАВАРОВА, 13 октября 2010
Берлинский музей кино

Знаете, где живёт кино? У него множество резиденций по всему миру. И сегодня «Параллельный монтаж» отправляется по одному из адресов. Путь наш будет лежать в Берлин на улицу Потсдамер-штрассе, 2. Именно здесь расположился Берлинский музей кино, где радушный кинематораф всегда готов принять гостей. В сентябре 2010 музей отметил 10-летие. Он молод и современен, его экспозиция ярка и незабываема. Она в прямом смысле слова вовлекает посетителя в историю кино. Параллельный монтаж славного прошлого кино и современности — это и есть Берлинский музей кино. Теперь вы понимаете, почему наша рубрика не могла отказать себе в удовольствии рассказать о месте, где прошлое кинематографа говорит со зрителем современным языком, а ведь сегодняшнему человеку так необходимо, чтобы история оживала на его глазах.

Берлинский музей кино

Заинтересовать и увлечь нашего современника не так-то просто. Он всегда занят, почти не способен получать удовольствие от простого созерцания, потому что нуждается не столько в эстетическом впечатлении и переживании, сколько в новой информации. Порою форма её подачи для него не менее важна, нежели её смысл и содержание. Как быть при таком положении дел музеям? Ведь и раньше находились люди, которые считали эти молчаливые хранилища искусства мёртвыми, нагоняющими тоску и мгновенно утомляющими того, кто рискнул переступить их суровый порог. Сегодня количество людей, недолюбливающих музеи, ещё больше прежнего. Одна только мысль о полумраке зала, о гнетущей тишине переходов и мрачной белизне пустынных лестниц заставляет многих искать иные способы прикоснуться к прекрасному.

Так, путешественник часто предпочитает посещению музея прогулку по незнакомым улицам, где его увлекает очарование чужой повседневности. Ему даже в голову не приходит, что и в музее может бурлить жизнь — возможно, не такая громкая и колоритная, как на улицах, но не менее насыщенная и интересная. Ведь музей персонифицирует для нас время и материализует память.

«Я поведу тебя в музей!» — сказала мне сестра

Берлинский музей кино

Каждой из эпох кино присущ сотворивший её дух времени. Поэтому создание музея кино — прежде всего попытка уместить время в пространство залов. По сути, время — как категория — для творцов музея само превращается в пространство, которое нужно заполнить предметами и яркими символами ушедшей эпохи. Берлинский музей кино — один из лучших в своём роде, потому что время гармонично живет в пространстве его залов, и зритель получает возможность пройти путь, который некогда проделал кинематограф — от самых истоков до дня сегодняшнего.

Побывать в этом музее интересно и тому, кто изучает историю кино и глубоко знает предмет, и тому, для кого кино — не более чем очередное развлечение выходного дня. Одно из главных достоинств Берлинского музея кино — то, что его экспозиция способна влюбить в кинематограф и тех, кому ранее этот мир фабрики грёз и её многочисленных филиалов был в общем-то безразличен.

Зазеркалье будущего

Берлинский музей кино

Возможно, нет другого такого места в Европе, где история и современность смотрели бы друг на друга столь пристально и отражались бы друг в друге так выразительно, как на Потсдамской площади в Берлине. Отражались — во всех смыслах слова. Стекло, металл, динамика и мощь конструкции знаменитого Сони Центра и всех зданий, составляющих единый с ним архитектурный ансамбль, производят сильное впечатление, и даже не верится, что ещё совсем недавно здесь был пустырь, а неподалёку стояла Берлинская стена. Сегодня Потсдамская площадь — гимн строгому архитектурному изяществу нового восточного Берлина, рождённому из изобретательного, рационального и очень современного решения пространства.

Именно здесь, в здании Filmhaus, нашлось место для нескольких киноучреждений — в том числе для новых помещений Немецкой кинематеки и Музея кино. Постоянная экспозиция открылась в 2000 году. Архитектор Ханс Дитер Шааль, трудившийся над решением музейного кинопространства, говорит: «Я люблю фрагментарное воспроизведение реальности, мне нравится передавать напряжённую атмосферу реконструированной действительности». В музее кино всё это ему удалось в полной мере.

Из зала в зал переходя, здесь движется народ

Берлинский музей кино

В начале своего пути зритель попадает в зал с зеркалами — необычную галерею, где «живут» звёзды старого немецкого кино. «Живут», потому что существуют в многочисленных экранах и их отражениях, словно не замечая посетителя музея, смотрящего на них. Ты вглядываешься в их лица, пытаясь вспомнить, из какого фильма перед тобою эпизод, а они улыбаются (не тебе — друг другу), целуются, смеются, нашёптывают что-то; и тебе начинает казаться, что ты погружаешься в некий магический мир, где таинственно шуршит киноплёнка, и самый яркий свет — тот, что льётся на экран из рубки киномеханика.

Впереди — прогулка по вековой истории немецкого кино, а учитывая тот факт, что Германия всегда была богата талантами и многими замечательными кинематографистами обогатила киноиндустрии других стран так же щедро, как и свою собственную, то перед нами — путешествие по истории мирового кино. Постоянная экспозиция состоит из залов, а точнее было бы сказать — из пространств, где последовательно, наглядно и выразительно представлена жизнь немецкого кино. Первые киноаппараты, первые фильмы, пионеры отечественной кинопромышленности. И экспозиция эта в высшей степени интерактивна: посетитель может, нажав кнопку, увидеть, как заработает один из первых киноаппаратов. Ещё одно прикосновение — и движется плёнка, а ты вглядываешься в диковинные кадрики. Посетитель словно оживляет экспозицию, чувствуя свою сопричастность далёкой эпохе первооткрывателей нового искусства. Здесь мелькают лица первых кинодив и далёким отголоском прокатывается эхо Первой мировой войны.

Любите ли Вы Пабста?..

Берлинский музей кино

Уже в первых залах можно ощутить богатство музейной коллекции и неисчерпаемость архивов Немецкой кинематеки. Письма, фотографии, подлинные костюмы и редкая кинотехника — постоянные спутники гостя музея, который, тем временем, попадает в «Кабинет доктора Калигари». Эта часть экспозиции, посвящённая знаменитому фильму Роберта Вине, одна из самых впечатляющих, потому что Хансу Дитеру Шаалю удалось передать сам дух немецкого экспрессионизма. Кадры из фильма, изломанные линии стены, в которую встроен экран, синеватая подсветка, ужасающее монотонное шипение — всё это мгновенно погружает зрителя в атмосферу фильма, и именно в такую, какой её хотели видеть его создатели.

Дальше посетителя ждёт встреча со всеми теми, кто прославил немецкое кино периода Веймарской республики: Ланг, Мурнау, Пабст, Любич… Здесь чувствуешь величие «Нибелунгов» — и ощущаешь тоску маленького человека, разглядывая мундир героя Эмиля Яннингса из «Последнего человека». Отдельный зал посвящён «Метрополису» Фрица Ланга. С помощью зеркал и множества экранов точно и мощно передан фантастический мир города будущего. Практически в каждом зале можно увидеть отрывки из самых знаменитых фильмов эпохи, например, послушать, как поёт Дитрих в «Голубом ангеле» или посмотреть ее кинопробы на роль Лолы.

Чемоданы Дитрих и признания Уайлдера

Берлинский музей кино

Жизни Марлен Дитрих уделено немало внимания: в экспозиции представлены её платья, знаменитые чемоданы, куклы, с которыми она никогда не расставалась, кадры частной жизни актрисы, снятые ею самой или её друзьями, личные записки и деловые письма, фотографии. Например, Жан Габен на этих фотографиях вовсе не похож на своего сдержанного, молчаливого героя из поздних фильмов. Он весел, игрив и беззаботен. Не забыт и факт эмиграции Марлен в США; немало интересной информации получает посетитель и о других немецких и австрийских кинематографистах, эмигрировавших из страны после того, как к власти пришёл Гитлер. И вновь вы можете, нажав кнопку, собственноручно «заставить» Билли Уайлдера прокомментировать его отъезд в США.

Всюду экраны на стенах и в ящиках, которые можно «оживить», выдвинув ларец кинопандоры лёгким прикосновением… И ведь одним только выводом на экран знаменитых цитат или изображений интерактив не ограничивается. У отдельного экранчика каждый может почувствовать себя оператором и мастером по свету, самостоятельно выставив свет на съёмочной площадке.

Олимпийские игры, «Марсельеза» и Том Тыквер

Берлинский музей кино

В отдельном зале, посвящённом «Олимпии» Лени Рифеншталь, есть макет знаменитого стадиона: поочерёдно нажимая на кнопки, можно увидеть, где устанавливали камеру при съёмках различных видов олимпийских соревнований. Это так увлекательно, что стадиону с загорающимися в разных местах лампочками можно посвятить целый час и в очередной раз поразиться изощрённости ума Рифеншталь и её режиссёрскому дару. Прощаясь с фильмами военного времени, можно посмотреть эпизод с исполнением «Марсельезы» в «Касабланке» — и едва ли найдётся хоть один человек, кто не испытал бы в этот момент желания присоединиться к французскогому Сопротивлению.

Но война никогда не длится вечно. Воодушевлённый увиденным и услышанным зритель отправляется в залы, посвященные послевоенному кино. Здесь его ждёт встреча с Роми Шнайдер и Ханной Шигулой (стоит зрителю пожелать — и с экрана зазвучит её версия знаменитой военной песни «Лили Марлен» из одноимённого фильма Фассбиндера). А неподалёку уже дожидается встречи со своей публикой новая красноволосая Лола немецкого кино — Франка Потенте, бегущая под чутким руководством Тома Тыквера.

Это фантастика!

Берлинский музей кино

Думаете, фильмом «Беги, Лола, беги» всё заканчивается? Конечно, нет! Есть ещё зал, посвящённый фантастике и спецэффектам, где, конечно, звучит знаменитая фраза «Хьюстон, у нас проблемы!», тонет «Титаник», плетёт свои сети Человек-паук. Ещё есть большая экспозиция телевизионной части музея, ведь полное его название «Берлинский музей кино и телевидения»: тут перед любознательными посетителями пройдёт богатая история немецкого телеэкрана и, конечно, каждый сможет посмотреть заинтересовавшие его отрывки программ и телетрансляций.

Экспонаты музейной коллекции оживают и преображаются, благодаря изобретательной и экспрессивной подаче информации. Уникальные динамичные объекты, подчеркнуто игровое пространство, продуманная режиссура света и тени и, в конце концов, зритель, наслаждающийся всеми возможностями интерактивности — во всём учтена сама природа кино — искусства движущегося, легкого, светоносного.

Берлинский музей кино

В залах музея проводятся и тематические выставки. Например, в 2010 проходила выставка «Роми Шнайдер. Вена-Берлин-Париж». В уходящем году зрителей встречала также экспозиция, посвящённая «Метрополису» Фрица Ланга. А с 4 июня 2010 по 30 января 2011 вниманию посетителей представлена экспозиция «В джунглях. Выставка для детей», приглашающая в таинственный, дикий, полный приключений мир экранных джунглей.

В Германии и самом Берлине можно отыскать великое множество кинематографических адресов, и «Параллельный монтаж» ещё не раз отправится в путешествие на их поиски. А Вы, когда будете в столице Германии, обязательно сходите в Берлинский музей кино. Ведь именно благодаря ему в берлинской «симфонии большого города» звучат новые, завораживающе красивые аккорды, а история мирового кино оживает, чтобы заинтересовать, увлечь и удивить нас, простых кинозрителей.

До встречи на Потсдамер-штрассе.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/10/13/parallel.shtml

Поиск по Кинокадру:   

Босс-молокосос 2Семейка Крудс: НовосельеЧудо-женщина 1984ДушаОхотники за привидениями: наследникиАфера по-голливудскиТом и ДжерриКонёк-горбунок

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Параллельный монтаж: искусство требует жертв


Параллельный монтаж: искусство требует жертв

Надежда ЗАВАРОВА

Уходил, чтобы вернуться? Никуда не уходил? Пожертвовал годом жизни ради скандального проекта? Аффлек и Феникс только что создали «великую иллюзию» реальных событий и теперь с удовольствием пожинают плоды собственных трудов. Недоумённый зритель предвкушает бесшабашное зрелище, кинокритики уже приготовились спорить о будущем псевдо-документалок, а мы обращаемся к прошлому, чтобы вспомнить о том, как актёры готовились к ролям, как жили в своих образах и вообще — кто на какие жертвы шёл ради синематографа.

Отзывы: [2]


Дети-звёзды: маленькие короли большого экрана


Дети-звёзды: маленькие короли большого экрана

Надежда ЗАВАРОВА

Ещё вчера зритель увлечённо следил за тем, как малыш поёт, танцует, общается с инопланетянами, путешествует по шоколадным фабрикам, творит чудеса, видит мёртвых людей, дружит с касатками, а не успеет зритель оглянуться — и вот он уже женился, развёлся, покуривает марихуану, шокирует полицию вождением в нетрезвом виде, проходит курс реабилитации от какой-нибудь зависимости, снимается, надолго исчезает из поля зрения публики, возвращается… Круговорот юных талантов в целлулоидной природе бесконечен.

Отзывы: [7]


Параллельный монтаж: лучшие поцелуи в кино


Параллельный монтаж: лучшие поцелуи в кино

Надежда ЗАВАРОВА

Cлавное прошлое кинематографа до сих пор служит и источником вдохновения, и точкой опоры, позволяющей сегодняшним кинематографистам будоражить воображение зрителей. Блики Золотого Века всё ещё играют на современных кинополотнах, что лишь придаёт новым произведениям особый шарм, именно этому будет посвящена наша новая ретро-рубрика «Параллельный монтаж». Старое кино гораздо ближе к современности, чем может показаться на первый взгляд — это расстояние одной монтажной склейки.

Отзывы: [6]


Тёмный мир: Темна вода во облацех


«Тёмный мир»:
Темна вода во облацех

Роман КОРНЕЕВ

Кажется, одно гражданин Мегердичев понял: главное — это зацепить зрителя, и тогда он тебе простит и галимое триде, и переигрывание в кадре, и эклектику сюжета, и даже сворованность картинки. И у авторов это почти получилось. Одна проблема — лишь ближе к середине фильма, когда почти все уже благополучно спали, и в совсем не той степени, чтобы действительно начать всё прощать. Так спустя 10 лет после первых настоящих «новых русских кинохитов» наше кино понемногу заново учится завоёвывать зрителя. Отзывы: [55]


Забери мою душу: Забирай и вали


«Забери мою душу»:
Забирай и вали

Олег ДЕНЕЖКА

Сюжет не оригинален. И не то чтобы сильно хорош, хотя всё же до окончательной банальности не дотягивает. Если бы он не был столь эклектичным, шарахаясь от атмосферного триллера к ироничной школьной комедии, могло бы быть чуточку лучше. Но старина Вес, снявший на сегодняшний день двадцать девять стилистически узнаваемых и безупречных жанровых фильмов, заслуживает того, чтобы быть выше всякой критики. Крейвен — классик, поэтому критиковать мы его не будем. Просто мягко пожурим. Отзывы: [10]


Премьеры октября: «Социальная сеть», «Мегамозг», «РЭД» и другие


Премьеры октября: «Социальная сеть», «Мегамозг», «РЭД» и другие

Роман КОРНЕЕВ

Октябрь за последнюю пятилетку окончательно превратился в царство хорроров, триллеров и прочих ужастиков, но чтобы прокатчики настолько плотно заселили этот небольшой участок проката фильмами категории «ужас-ужас», что только диву даёшься, до сих пор столь явно не наблюдалось. Впрочем, парочке комедий и «просто драм» также нашлось место в сетке релизов. Начинается же месяц с недельным запозданием, 7 октября, с выхода главного триде-жупела сезона.


Легенды ночных стражей: Хранители ночных сов


Легенды ночных стражей:
Хранители ночных сов

Роман КОРНЕЕВ

Флаги реют, когти скрежещут, волны бьются, спецэффекты сверкают, воздушная акробатика и бесшумный совиный полёт — всё смешалось в одно полотно, но при этом не превратилось в однородную аморфную массу всего-всего. Нет, каждый из двух десятков пернатых героев не забыт, у всех ясно различимые характеры, они все нужны истории, а не режиссёру, и легенда в итоге сначала оживает, а потом и находит своё продолжение в настоящем, что очень ценно в жанре фэнтэзи, потому что это мало кому удаётся. Отзывы: [15]


Уолл-Стрит 2: Деньги не спят: Чу, деньгами пахнуло


Уолл-Стрит 2: Деньги не спят:
Чу, деньгами пахнуло

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Жадность перестала быть актуальной — она стала проблемой. Причиной, по которой лопнул очередной экономический пузырь. К чёрту Американскую мечту! Выбросьте обручальные кольца с бриллиантами — купите пластиковые. Делайте некоммерческие, но популярные веб-сайты. Бросайте риэлтерство и влезание в долги — идите в медсёстры и приносите пользу. А сто миллионов на экспериментальную энергетику дадут сентиментальные личности. Стоун взял реванш. Экономический кризис, сказал старый левак, это хорошо. Отзывы: [4]


Монстры: В мире животных


«Монстры»:
В мире животных

Роман КОРНЕЕВ

В чём тут разница с «Районом 9»? Очень простая. Шарлто Копли и Нил Бломкамп изначально знали, что они снимают, зачем они снимают, и самое главное, видели это всё изнутри, а не в видоискатель говнозеркалки. Поэтому у них получился полноценный, сочный, мощный социальный подтекст. А Гарет Эдвардс снимал про «в Африке гориллы», со всеми вытекающими — ни логики, ни характеров, ни конфликта, ни финала. Эдакая гигантская Великая Американская Стена, которую герои… спокойно переходят пешком. Отзывы: [22]






24 ноября, вторник



23 ноября, понедельник
Единственная заметная новинка заокеанского уикенда, на которую возлагались все надежды, уже в пятницу показала минимальные сборы...


22 ноября, воскресенье
Отечественный прокат после неожиданного прорыва ввиду отсутствия заметных премьер не имел особых шансов избежать падения к привычно уже невысоким сборам...


21 ноября, суббота







Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.3%
По телевизору 4.5%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.7%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.5%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама