«Внук Гагарина», 2007
Режиссёры: Андрей Панин, Тамара Владимирцева
Сценарий: Наталья Назарова
Оператор: Артур Гимпель
В ролях: Данэ Лукомбо, Геннадий Назаров, Андрей Панин, Наталья Рогожкина, Сергей Угрюмов и другие.
Вышедший аккурат ко Дню космонавтики «Внук Гагарина», конечно же, не имеет никакого отношения ни к космонавтике, ни к Гагарину, вполне постмодернистически условная привязка «по месту», ищи-обыщись, тоже не приведёт вас к правильному ответу, сколько ни перечитывай синопсисы и не всматривайся в обезьянничающую с постеров рожицу чернокожего «внука». И это не новомодные нынче игры с аудиторией, начатые ещё Пелевиным, никто ничего не скрывает, не шифрует и не стремится потом раскрывать в акте кинематографического эксгибиционизма.
Не потому, что нечего скрывать или в этой тёмной водице «мелко, аки посуху», просто перед нами кино совсем не того толка, к которому мы привыкли в последнее время. Болезнь блокбастеростроения отечественного кинематографа привела к тому, что сегодня фильмы выходят либо гипер-жанровые, либо гипер-артхаусные. Первые принято ругать, на вторые принято не ходить. Исключения так редки, что перечисляемы на пальцах одной руки.
А вот так чтобы вышло кино авторское, одновременно достойное и незамысловатое, без претензий на вечность, но и без пренебрежения приличиями — это не. Где нынче фильмы, подобные кинопроектам Гарика Сукачёва? Чтобы ностальгия без конкретизации, чтобы драма без истерик, жалоб и чернухи? Андрей Панин, верно, долго думал, прежде чем взяться именно вот за такой фильм.
Внеформатный, внежанровый, но одновременно предельно личный, и потому способный найти глубину там, где любые искусственные построения слабеют и меркнут — в обычной такой жизни.
Но позвольте, какая же это обычная жизнь — художник, негритёнок-брат, друг-скинхед, окрестный олигарх, умершая где-то за кадром мать, вполне живой, но благополучно исчезающий из истории отец, детдом, разговоры о «чурках и людях», мантра «Гагарин поездил по миру, вот бабушка и не устояла, и Гагарин не устоял» — это что ли обычная жизнь? О том ли думают, такие ли проблемы испытывают в обычной жизни люди?
Электрички, сигареты, железные коробки ржавых промзон, тиски и швейная машинка в квартирке художника, бритоголовые соратники друга-скинхеда, преуспевающая бывшая-художница-бывашая-любовь, воровство, Лермонтов, детская любовь к дочке олигарха, горы картин, безухий Ван Гог.
А вот да, обычная жизнь — она разная у всех, у кого брат-негр, у кого сумасшедшая бабушка, которая не встаёт, у кого сердце больное, а у кого и душа. Отметая всё это поверхностно-женское, мелодраматическое (а оно в фильме, конечно же, есть, с таким составом участников), Панин-режиссёр при живом Панине-актёре наполняет площадку самим собой, делая кино не только личным, но и мужским. Где драчливость, воровство, сигареты и пиво Гены Гагарина — не повод для слёз, расстройств или умилений — это данность в той степени прекрасная, в какой она просто не противоречит самой себе. Гена Гагарин — это тоже сам Панин, просто темнокожий и двенадцатилетний. И Фёдор с его сердцем и добрыми глазами — тоже Панин. И даже этот олигарх с его долларами и дочкой. На нас с экрана смотрит многоликий Панин, прорезающийся в интонациях, поступках, недосказанностях сюжета.
А история из жизни и не может быть досказана. Разве что конец света как-то наступит. А до того — резаные картины на грубых торбах, плачущие любови в третьих машинах, скинхеды-нескинхеды, и любовь до гроба, которая всё-таки бывает. Если очень захотеть и вспомнить такие забытые слова как дружба, как верность, как преданность. Нам всем никто не дарил подарков. С самого детства.
Здесь нет нового политического взгляда на старые события, нет сенсационных разоблачений, нет подробностей из личной жизни Кеннеди или его убийцы — всё это удел дешевых телевизионных передач. Здесь происходит полное погружение в жизни таких достоверных и таких понятных людей (все герои имеют реальных прототипов), погружение, которое заставляет тебя даже против твоей воли почувствовать единение с американским народом и пережить настоящую американскую трагедию.
Елизавета II, прожив всю жизнь «символом нации», вроде герба или гимна, в свои лета будто переживает легкую форму помешательства. Но кто же будет судьей? Неужели общество, которое по-прежнему стоит за идею монархии, являясь главным кукловодом династии Виндзоров? Фильм, который подводит к постановке подобных вопросов, производит потрясающее впечатление. И задействует он, в первую очередь, «область мысли». Как пишут газеты, «реакция Елизаветы II и других представителей английского истеблишмента пока не известна».Отзывы: [6]
Авторы фильма изобразили перед нами героя неординарного, далёкого от военной прямолинейности, образованного, талантливого, отдающегося своей работе по убеждению, а не согласно штампам лозунгов. Однако степенное, размеренное это многолетнее служение в разведке постепенно меняет его нутро, превращая в серый винтик, который совершает немыслимые каждодневные усилия, просчитывает чужую игру на десять ходов вперёд, но всё равно проигрывает, потому что погрязает.Отзывы: [6]
Начиная с момента стыковки, фильм из оммажа Тарковскому и Кубрику стремительно переходит на рельсы Ридли Скотта и Дэвида Линча. Космическая драма становится космическим триллером с примесью триллера мистического. Враз меняется и картинка, и темп повествования, неизменными остаются разве что мотивы героя Киллиана Мёрфи — остальные вместе со сценаристом углубляются в классические игры современного кино в саспенс и теншн, а экипаж корабля становится больше на одну вполне фантасмагорическую фигуру.Отзывы: [25]
Картина ни плоха, ни хороша, она — никакая, словно кто-то задался целью сделать не художественный фильм, а визуально-звуковое сопровождение — а к таким вещам и критерии оценки совершенно другие. При всех этих обстоятельствах жалко лишь несчастного Меннана Япо — правда, достоверно неизвестно, какие фильмы он снимал у себя на родине, но в большом голливудском заплыве ему нечего надеяться даже на утешительный приз.Отзывы: [15]
В своём трепетном отношении ко всему огнестрельному (особливо, имеющему оптический прицел) картина вызывает если не уважение, то нечто схожее — точно, иной раз начиная напоминать скорее энциклопедию, эдакую «баллистику для продолжающих». До занудства и канцелярита, к счастью, далеко, однако любому трезвомыслящему зрителю, идущему на сеанс, не лишним будет знать, что рассуждениям об оружии посвящено не меньше половины экранного времени.Отзывы: [19]
Легко уснуть, когда тебе раз за разом показывают трансляции заштатных концертов, перебивая выступление на сцене с невероятно неправдоподобной активностью в толпе слушателей. Правда, у этого музыкального безумия есть небольшое оправдание: лучшей частью всего фильма, безусловно, является клип, который транслируется в момент начальных титров. Потому что там и стилизация под 80-е сделана действительно правдоподобно, и Хью Грант загримирован до неузнаваемости, и веселье у певцов получилось настоящее. Отзывы: [15]
Мистер Пегг, одновременно соавтор сценария и исполнитель главной роли, в своем амплуа неумолимого и категоричного полисмена просто превосходен. Если бы бессоновский Леон жил в Великобритании и работал в полиции, — без сомнений, он бы выглядел именно так. Для полного сходства не хватает разве что некоторой небритости, провинциального акцента и любви к молоку. Ну, а в плане невозмутимости, любви к горшочному цветку и вечно сосредоточенного выражения лица эти ребята ещё могут поспорить, кто кого.Отзывы: [8]
Повествование никуда не спешит, успевая пару раз поссорить и помирить наших урбанманкисов, вспомнить о жанре мелодрамы, криминального детектива и даже гонконгского боевика. В последнем случае традиционное кунг-фу заменил отмеченный на всех постерах паркур. В точности с канонами жанра все трюки исполняются без дублёров: и прыжки без страховки с крыши на крышу, и постановочные бои переносятся на целлулоид без сучка и задоринки, что, конечно же, вызывает всяческий «респект и уважуху».Отзывы: [23]