Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Запятнанная репутация:

Запятнанная репутация: Америка, Америка

или Политкоректность, какой мы её помним

Ирина КОЗЕЛ, 8 февраля 2004
 
Поставьте фильму оценку!
Запятнанная репутация

«Запятнанная репутация» (The Human Stain)
Режиссер: Роберт Бентон
Сценарий: Николас Мэйер
В ролях: Энтони Хопкинс, Николь Кидман, Эд Харрис, Гарри Синиз
Производство: Miramax Films/Lakeshore Entertainment, 2003

«Запятнанная репутация» — фильм по роману лауреата Пулитцеровской премии Филипа Рота, написанному в 1998 году, во времена скандала Клинтон-Моника. Видимо, как все экранизации, когда перипетии сюжета известны зрителям до просмотра, фильм даже не пытается играть в детектив — идея его заранее раскрыта в постерах: Колман Силк, профессор американского колледжа, снят с должности по обвинению в расизме. Не выдержав удара, умирает его жена, рушится его прошлая жизнь. Знакомство с Фонией, последней любовью Колмана, молодой женщиной с собственной трагической судьбой, постепенно являет зрителю подробности запутанного прошлого персонажа Энтони Хопкинса — белокожего отпрыска афроамериканцев, скрывавшего свое «цветное» происхождение даже от собственной жены.

Восприняв то, что лежит таким образом на поверхности, зритель действительно увидит психологическую драму, добротно снятую по классическим законам жанра — у каждого персонажа есть своя трагедия и своя вина, сложные проявления и последствия которых они переживают в течение фильма. Колман, с его недавним жизненным крахом, и давним предательством собственной семьи, Фония со своей бродячей судьбой, погибшими детьми и преследующим ее душевнобольным мужем, приятель Колмана писатель Цукерман, человек-неудачник, убежавший от мира на тихий заброшенный остров — всё в строгом соответствии: немалое количество сюжетных линий, каждая из которых раскрывается в хитросплетениях остальных, и каждая то и дело перетягивает на себя чашу весов. Персонажи спорят друг с другом за сердце зрителя, кто из них сможет убедить его в собственной неподсудности и безысходности.

Психологическая драма требует для своего воплощения немало сил, тут уж актёры должны жить своими ролями, и звёздность состава «Запятнанной репутации» — хороший задел для сильного кино. Николь Кидман за последнее время не раз доказывала умение играть барышень со сложным внутренним миром и лихорадочным румянцем на щеках; Энтони Хопкинс, признанный мастер тонкого психологизма, как всегда блестящ, хотя в этом фильме режиссёру явно не хватило смелости раскрыть его талант в должной мере — мы-то знаем на что он способен. Впрочем, скорее всего, фильм и не ставил перед собой задачи излишне повышать глубину и напряжение драмы актерской игрой — акцент отчетливо сделан на идею, на авторское послание, на информационный подтекст — фильм получился в первую очередь сценарный, не режиссерский и не операторский. Герои произносят диалоги с лёгким налётом театральности, как бы красуясь — мы можем и не так, но сегодня сделаем вам чуть суховато, патриархально. Потому что мысль.

Запятнанная репутация

«Запятнанная репутация» — не развлекательное зрелище, но достойные элементы самоценной красоты в нем присутствуют — приятно и тонко сделана стилизация под 30е годы: главный писк — эротический танец под эстрадные песни на виниле — в женском белье того времени, которое невыразимо тонко отражает целую эпоху — эстетика и нравы, и тайные мечты — всё в нем одном. За эту эстетику фильму большое спасибо.

Кое-где, правда, с необходимой визуальной атрибутикой переборщили, не без этого. Например, мелькнувшая однажды в кадре кисть руки Фонии с нарочито грязными ногтями во время романтического свидания оставляет в недоумении — опустившуюся неряху Кидман не играла, а почему у уборщицы всегда должны быть грязные ногти — сие представление остается на совести авторов.

Но вернемся от частных особенностей к сути. Обобщая рассказ о фильме как о психологической драме, можно сказать, что фильм у господина режиссёра вышел — этаким приемом у психотерапевта, где зритель — врач, задающий вопросы, а персонажи — пациенты, подробно и последовательно на эти вопросы отвечающие. Перед глазами зрителя раскручивается психологическая подоплека поступков героев и открываются их души. Фильм обращен к аудитории, отдан ей для её собственного анализа, почти без попытки совершить осмысленное усилие по привлечению зрителя к этой игре. Если надо, сам заинтересуется. Нелишним тут будет вспомнить триеровский «Догвилль», как пример противоположного обращения со зрителем — где за него всё заранее решили и провели психологический эксперимент над зрителем, а не для него, а циничный психотерапевт при этом ещё до начала сеанса скрылся по ту сторону камеры, не давая и секунды на отдых — отцепиться, вздохнуть свободно. И если Триер в подобной игре — мастер, то Роберту Бентону пойти до конца всё-таки что-то мешает.

Запятнанная репутация

Что же касается смыслового уровня номер два, того самого подтекста, ради которого всё и было задумано — существует как минимум одна последовательно читаемая интерпретация. Всё, происходящее в фильме — это некое отражение Америки от современности и на несколько поколений в прошлое. Америка, запутавшаяся в политкорректности; Америка, обвиняющая в расизме тех, кто еще вчера был его жертвой; Америка, преследуемая кошмаром воспоминаний о Вьетнаме; Америка, напоминающая себе, что еще недавно некоторые слова имели совсем другое значение.

О том, что фильм — не просто человеческая драма, а драма с намеком на эпичность, говорит символичность персонажей, наглядные примеры классических противоречий современного американского общества: человек, побывавший во Вьетнаме — вчерашний патриот и герой, сегодняшний изгой, с повредившейся психикой, ищущий уединения («не поступай так со мной!»); семья чернокожих с классической гордостью за свою расу и неприятием со стороны белых («люблю, но не могу»); и даже классовые различия («ты можешь спать с этой женщиной, но не можешь позвать ее в модный ресторан»). В эту же канву ложится постоянно упоминаемый в разговорах персонажей конфликт между прошлым и настоящим («наше поколение...»).

Развитие этой темы — благодарное поле деятельности для любителей толкований и интерпретаций повествования, разворачивающегося перед нами на экране — понять в чем история Колмана Силка, человека с сомнительным прошлым, запутавшегося в собственной судьбе. Фильм-притча о том, как далеко можно зайти в попытке убежать от своего прошлого.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Джуманджи: Новый уровеньЗвёздные Войны: Скайуокер. ВосходВперёдВойна токовДостать ножиСоник в киноХолодное сердце 2Душа

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Береговая охрана: Пограничники. В прямом и переносном смысле


Береговая охрана:
Пограничники. В прямом и переносном смысле

Денис ВИКСНЕ

Питер Гринуэй как-то сказал, что сейчас стоит снимать кино только о сексе и насилии, тем самым просто и ясно изложив свою концепцию киноискусства. Моралисты всех мастей могут сколь угодно долго рассуждать о том, что и того, и другого на экранах хватает, однако самые разные режиссеры во всех концах мира будут продолжать проливать реки искусственной крови и направлять камеру на страстно совокупляющиеся тела


Последний самурай: Последний самурай. Япония, которую они потеряли


Последний самурай:
Последний самурай. Япония, которую они потеряли

Роман КОРНЕЕВ

Авторам, берущимся за Японию именно как Страну-Неизвестность, должно обладать должной толикой здравого смысла, равно как тонкого чувства равновесия, чтобы не скатиться в кич, не сделать персонажей картонными, а красивые закатные пейзажи — намалёванным на заднике шаржем «хайку-стайл». Так вот, Том Круз и Эдвард Цвик со товарищи справились — фильм вышел идеологически добротным, на уровне лучших представителей жанра, и визуальное решение — тоже не подкачало

Отзывы: [7]


28 дней спустя: 28 дней спустя. Онтология катастрофы


«28 дней спустя»:
28 дней спустя. Онтология катастрофы

Роман КОРНЕЕВ

Планы пустого, вымершего Лондона сменяются интернациональными супермаркетами, дурная кровища, что хлещет из нашего брата-мутанта как пиво из бочки под жуткие крики «долби-дижитала», сменяются тягучей тишиной со скрипами и стонами. Нас тут не пытаются напугать, персонажи не совершают безумных и бессмысленных квестов со смертельным исходом, их просто несёт по пустой и страшной Англии навстречу радиоголосам. И всё это — под звуки привычно сочного, прячущегося за каждой дверью саундтрека


Премьеры февраля


Премьеры февраля

Елена ПРАВДА

Пару слов о премьерах, которые пусть и прошли в тени марширующего по кинотеатрам «Возвращения Короля», но всё-таки достойны упоминания: обзор премьер российского кинопроката, которые нас ждут в феврале


Готика: Практика судебной психиатрии


«Готика»:
Практика судебной психиатрии

Роман КОРНЕЕВ

Над героиней висит обвинение в зверском убийстве своего мужа топором, а также разные голоса и призраки. Причем последние обладают неслабой активностью, побивая бывшую докторшу головой о стены и совершая другие противоправные действия. Начинаются подозрения, дружба с бывшей подопечной, разные знаки и попытки их расшифровки, в общем невероятно активные для одиночной палаты следственные действия приводят сначала к побегу из «психушки», а затем и к разъяснению всех «многочисленных человеческих жертв»

Отзывы: [2]


Объявлены номинации премии «Оскар»


Объявлены номинации премии «Оскар»

Елена ПРАВДА

Стали известны номинанты на "Оскар". Это произошло в 16:30 мск на пресс-конференции в Американской академии киноискусства, присуждающей знаменитые золотые статуэтки. В этом году президенту академии Фрэнку Пирсону помогала актриса Сигурни Уивер. Пирсон и Уивер огласили имена номинантов в десяти главных категориях, по пять номинантов в каждой категории. Всего таких категорий 24. Имена остальных номинантов были представлены журналистам в письменной форме


Разбирая «Возвращение Короля»


Разбирая «Возвращение Короля»

Роман КОРНЕЕВ

Хотя, ведь и правда — Питер Джексон с присущей ему элегантностью умудряется в одной сцене совмещать самые сильные и самые слабые моменты «Возвращения Короля». Назгул, атакующий Минас-Тирит подобно штурмовику второй мировой — сильно, на грани истерики. Тот же назгул, тривиально порхающий над крепостью с целью посбрасывать парочку её защитников со стен — глупо. Но вот воздушный бой орлов с назгулами — просто шедевр без малейшей степени натяжки

Отзывы: [32]












Вчера посмотрел сей фильм. Что могу сказать по этому поводу... Да почти ничего. Режиссер убил сам себя... далее

6 декабря, пятница



5 декабря, четверг




4 декабря, среда



Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.4%
По телевизору 4.5%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.7%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.6%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама