Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Запятнанная репутация:

Запятнанная репутация: Америка, Америка

или Политкоректность, какой мы её помним

Ирина КОЗЕЛ, 8 февраля 2004
 
Поставьте фильму оценку!
Запятнанная репутация

«Запятнанная репутация» (The Human Stain)
Режиссер: Роберт Бентон
Сценарий: Николас Мэйер
В ролях: Энтони Хопкинс, Николь Кидман, Эд Харрис, Гарри Синиз
Производство: Miramax Films/Lakeshore Entertainment, 2003

«Запятнанная репутация» — фильм по роману лауреата Пулитцеровской премии Филипа Рота, написанному в 1998 году, во времена скандала Клинтон-Моника. Видимо, как все экранизации, когда перипетии сюжета известны зрителям до просмотра, фильм даже не пытается играть в детектив — идея его заранее раскрыта в постерах: Колман Силк, профессор американского колледжа, снят с должности по обвинению в расизме. Не выдержав удара, умирает его жена, рушится его прошлая жизнь. Знакомство с Фонией, последней любовью Колмана, молодой женщиной с собственной трагической судьбой, постепенно являет зрителю подробности запутанного прошлого персонажа Энтони Хопкинса — белокожего отпрыска афроамериканцев, скрывавшего свое «цветное» происхождение даже от собственной жены.

Восприняв то, что лежит таким образом на поверхности, зритель действительно увидит психологическую драму, добротно снятую по классическим законам жанра — у каждого персонажа есть своя трагедия и своя вина, сложные проявления и последствия которых они переживают в течение фильма. Колман, с его недавним жизненным крахом, и давним предательством собственной семьи, Фония со своей бродячей судьбой, погибшими детьми и преследующим ее душевнобольным мужем, приятель Колмана писатель Цукерман, человек-неудачник, убежавший от мира на тихий заброшенный остров — всё в строгом соответствии: немалое количество сюжетных линий, каждая из которых раскрывается в хитросплетениях остальных, и каждая то и дело перетягивает на себя чашу весов. Персонажи спорят друг с другом за сердце зрителя, кто из них сможет убедить его в собственной неподсудности и безысходности.

Психологическая драма требует для своего воплощения немало сил, тут уж актёры должны жить своими ролями, и звёздность состава «Запятнанной репутации» — хороший задел для сильного кино. Николь Кидман за последнее время не раз доказывала умение играть барышень со сложным внутренним миром и лихорадочным румянцем на щеках; Энтони Хопкинс, признанный мастер тонкого психологизма, как всегда блестящ, хотя в этом фильме режиссёру явно не хватило смелости раскрыть его талант в должной мере — мы-то знаем на что он способен. Впрочем, скорее всего, фильм и не ставил перед собой задачи излишне повышать глубину и напряжение драмы актерской игрой — акцент отчетливо сделан на идею, на авторское послание, на информационный подтекст — фильм получился в первую очередь сценарный, не режиссерский и не операторский. Герои произносят диалоги с лёгким налётом театральности, как бы красуясь — мы можем и не так, но сегодня сделаем вам чуть суховато, патриархально. Потому что мысль.

Запятнанная репутация

«Запятнанная репутация» — не развлекательное зрелище, но достойные элементы самоценной красоты в нем присутствуют — приятно и тонко сделана стилизация под 30е годы: главный писк — эротический танец под эстрадные песни на виниле — в женском белье того времени, которое невыразимо тонко отражает целую эпоху — эстетика и нравы, и тайные мечты — всё в нем одном. За эту эстетику фильму большое спасибо.

Кое-где, правда, с необходимой визуальной атрибутикой переборщили, не без этого. Например, мелькнувшая однажды в кадре кисть руки Фонии с нарочито грязными ногтями во время романтического свидания оставляет в недоумении — опустившуюся неряху Кидман не играла, а почему у уборщицы всегда должны быть грязные ногти — сие представление остается на совести авторов.

Но вернемся от частных особенностей к сути. Обобщая рассказ о фильме как о психологической драме, можно сказать, что фильм у господина режиссёра вышел — этаким приемом у психотерапевта, где зритель — врач, задающий вопросы, а персонажи — пациенты, подробно и последовательно на эти вопросы отвечающие. Перед глазами зрителя раскручивается психологическая подоплека поступков героев и открываются их души. Фильм обращен к аудитории, отдан ей для её собственного анализа, почти без попытки совершить осмысленное усилие по привлечению зрителя к этой игре. Если надо, сам заинтересуется. Нелишним тут будет вспомнить триеровский «Догвилль», как пример противоположного обращения со зрителем — где за него всё заранее решили и провели психологический эксперимент над зрителем, а не для него, а циничный психотерапевт при этом ещё до начала сеанса скрылся по ту сторону камеры, не давая и секунды на отдых — отцепиться, вздохнуть свободно. И если Триер в подобной игре — мастер, то Роберту Бентону пойти до конца всё-таки что-то мешает.

Запятнанная репутация

Что же касается смыслового уровня номер два, того самого подтекста, ради которого всё и было задумано — существует как минимум одна последовательно читаемая интерпретация. Всё, происходящее в фильме — это некое отражение Америки от современности и на несколько поколений в прошлое. Америка, запутавшаяся в политкорректности; Америка, обвиняющая в расизме тех, кто еще вчера был его жертвой; Америка, преследуемая кошмаром воспоминаний о Вьетнаме; Америка, напоминающая себе, что еще недавно некоторые слова имели совсем другое значение.

О том, что фильм — не просто человеческая драма, а драма с намеком на эпичность, говорит символичность персонажей, наглядные примеры классических противоречий современного американского общества: человек, побывавший во Вьетнаме — вчерашний патриот и герой, сегодняшний изгой, с повредившейся психикой, ищущий уединения («не поступай так со мной!»); семья чернокожих с классической гордостью за свою расу и неприятием со стороны белых («люблю, но не могу»); и даже классовые различия («ты можешь спать с этой женщиной, но не можешь позвать ее в модный ресторан»). В эту же канву ложится постоянно упоминаемый в разговорах персонажей конфликт между прошлым и настоящим («наше поколение...»).

Развитие этой темы — благодарное поле деятельности для любителей толкований и интерпретаций повествования, разворачивающегося перед нами на экране — понять в чем история Колмана Силка, человека с сомнительным прошлым, запутавшегося в собственной судьбе. Фильм-притча о том, как далеко можно зайти в попытке убежать от своего прошлого.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Береговая охрана: Пограничники. В прямом и переносном смысле


Береговая охрана:
Пограничники. В прямом и переносном смысле

Денис ВИКСНЕ

Питер Гринуэй как-то сказал, что сейчас стоит снимать кино только о сексе и насилии, тем самым просто и ясно изложив свою концепцию киноискусства. Моралисты всех мастей могут сколь угодно долго рассуждать о том, что и того, и другого на экранах хватает, однако самые разные режиссеры во всех концах мира будут продолжать проливать реки искусственной крови и направлять камеру на страстно совокупляющиеся тела


Последний самурай: Последний самурай. Япония, которую они потеряли


Последний самурай:
Последний самурай. Япония, которую они потеряли

Роман КОРНЕЕВ

Авторам, берущимся за Японию именно как Страну-Неизвестность, должно обладать должной толикой здравого смысла, равно как тонкого чувства равновесия, чтобы не скатиться в кич, не сделать персонажей картонными, а красивые закатные пейзажи — намалёванным на заднике шаржем «хайку-стайл». Так вот, Том Круз и Эдвард Цвик со товарищи справились — фильм вышел идеологически добротным, на уровне лучших представителей жанра, и визуальное решение — тоже не подкачало

Отзывы: [7]


28 дней спустя: 28 дней спустя. Онтология катастрофы


«28 дней спустя»:
28 дней спустя. Онтология катастрофы

Роман КОРНЕЕВ

Планы пустого, вымершего Лондона сменяются интернациональными супермаркетами, дурная кровища, что хлещет из нашего брата-мутанта как пиво из бочки под жуткие крики «долби-дижитала», сменяются тягучей тишиной со скрипами и стонами. Нас тут не пытаются напугать, персонажи не совершают безумных и бессмысленных квестов со смертельным исходом, их просто несёт по пустой и страшной Англии навстречу радиоголосам. И всё это — под звуки привычно сочного, прячущегося за каждой дверью саундтрека


Премьеры февраля


Премьеры февраля

Елена ПРАВДА

Пару слов о премьерах, которые пусть и прошли в тени марширующего по кинотеатрам «Возвращения Короля», но всё-таки достойны упоминания: обзор премьер российского кинопроката, которые нас ждут в феврале


Готика: Практика судебной психиатрии


«Готика»:
Практика судебной психиатрии

Роман КОРНЕЕВ

Над героиней висит обвинение в зверском убийстве своего мужа топором, а также разные голоса и призраки. Причем последние обладают неслабой активностью, побивая бывшую докторшу головой о стены и совершая другие противоправные действия. Начинаются подозрения, дружба с бывшей подопечной, разные знаки и попытки их расшифровки, в общем невероятно активные для одиночной палаты следственные действия приводят сначала к побегу из «психушки», а затем и к разъяснению всех «многочисленных человеческих жертв»

Отзывы: [2]


Объявлены номинации премии «Оскар»


Объявлены номинации премии «Оскар»

Елена ПРАВДА

Стали известны номинанты на "Оскар". Это произошло в 16:30 мск на пресс-конференции в Американской академии киноискусства, присуждающей знаменитые золотые статуэтки. В этом году президенту академии Фрэнку Пирсону помогала актриса Сигурни Уивер. Пирсон и Уивер огласили имена номинантов в десяти главных категориях, по пять номинантов в каждой категории. Всего таких категорий 24. Имена остальных номинантов были представлены журналистам в письменной форме


Разбирая «Возвращение Короля»


Разбирая «Возвращение Короля»

Роман КОРНЕЕВ

Хотя, ведь и правда — Питер Джексон с присущей ему элегантностью умудряется в одной сцене совмещать самые сильные и самые слабые моменты «Возвращения Короля». Назгул, атакующий Минас-Тирит подобно штурмовику второй мировой — сильно, на грани истерики. Тот же назгул, тривиально порхающий над крепостью с целью посбрасывать парочку её защитников со стен — глупо. Но вот воздушный бой орлов с назгулами — просто шедевр без малейшей степени натяжки

Отзывы: [32]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама