«КРОК-2004»: мультипликация — это не просто кино, это культура

Новости » Фестивали, 24 августа 2004, 12:13:34

В эти дни на Волге проходит XI Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК-2004». Последние шесть лет из 15 лет существования фестиваля его участники плавают по рекам России или Украины, совмещая отдых и работу. В этом году мультипликаторы с разных концов света съехались в Нижний Новгород, погрузились на теплоход «Георгий Жуков» и отправились вверх по Волге через Кострому, Ярославль, Углич в Москву, где 28 августа пройдет торжественное закрытие фестиваля. Поскольку фестиваль проходит в несколько изолированных условиях и является событием, предназначенным скорее для профессионалов, чем для широкой публики — средства массовой информации освещают его довольно скупо. Хороший обзор предлагают «Новые известия», для наших читателей мы публикуем его с некоторыми сокращениями:
Нынешний «КРОК» полностью посвящен творчеству молодых аниматоров. В конкурсной программе студенческие фильмы. Организаторы подчеркивают, что фестиваль — скорее закрытая тусовка для своих, нежели «отчет перед зрителем о достижениях мировой анимации». «Неискушенный зритель многие из этих мультфильмов просто не поймет — говорит член отборочной комиссии Иван Максимов. — Но ведь, если выставить в музее Малевича, но не сказать, что это Малевич, рядовые граждане тоже будут плеваться». По традиции «КРОК» демонстрирует фильмы, многие из которых широкой публике так и не будут представлены. По сути это плавучая творческая лаборатория, которая призвана выявлять новые шедевры и лучших мультипликаторов.

Отборщикам «КРОКа» поначалу было представлено более 600 фильмов. Из них до конкурса были допущены 140 картин. В конкурсной программе — фильмы из 34 стран. Россию на фестивале представляют 11 фильмов, среди которых — «Сало» Михаила Лейпунского и Дмитрия Эльяшева, «Маленькая ночная симфония» Дмитрия Геллера, «Маленький воробей, который не умел летать» Леона Эстрина, «Опасная прогулка» Алены Оятьевой. Фильм-победитель получит Гран-при и 5 тысяч долларов в придачу. Помимо кинопоказов запланированы мастер-классы канадца Нормана Роже и нашего Юрия Норштейна.

Как подчеркивают организаторы, одна из задач фестиваля — «найти способы вливания молодых в производство» или, говоря проще, шанс трудоустроить молодых талантов в ситуации, когда в бессрочном творческом отпуске находятся многие мэтры мультипликации. Например, президент фестиваля от России, режиссер Эдуард Назаров («Жил-был пес», «Путешествия муравья») был озадачен вопросом, кого из начинающих аниматоров он готов взять на работу: «Я и сам не знаю, куда пристроиться. Если только денег у Норштейна одолжить? А тот, может, у Черкасского перезаймет».

Президент фестиваля украинец Давид Черкасский, создавший «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктора Айболита», посетовал, что сегодня в анимации бал правит телевидение, которому выгодно показывать бесконечные мультсериалы. Особенно раздражают творцов заполонившие экран японские мультфильмы анимэ и пресловутый американский сериал «Симпсоны». «Телевизионный формат сегодня заменил и жанр, и социальный посыл, — говорит член отборочной комиссии фестиваля Наталья Чернышова. — Для телевидения мультфильмы — это продукция, для нас — творчество».

С этой точки зрения «КРОК» — сугубо профессиональная акция аниматоров, которые в мобильной форме (на речном теплоходе) выносят на суд зрителей волжских городов сокровенные мультпроекты. «Нашего зрителя мы зачастую видим только через призму телевидения и проката, — говорит Наталья Чернышова. — Мы понимаем, что зрители оценят сделанное сейчас лет через пятьдесят».

Впрочем, фестивальщики не скрывают, что идут на теплоходе по Волге не только работать, но и отдыхать. По их словам, «на «КРОКе» не возбраняется ничего, поскольку на корабле и молодые аниматоры, и мэтры равны. Мэтрам, правда, позволено чуть больше. Например, Юрий Норштейн передвигается по теплоходу исключительно босиком и даже ведет мастер-классы не надевая обуви. Творческая атмосфера, как водится, подогревается обильными возлияниями. Тем не менее организаторы уверяют, что «повальных пьянок на «КРОКе» не бывает», поскольку «весь алкоголь из аниматоров так же быстро выходит, как и входит».

Юрий Норштейн о пользе фестивалей:

Фестиваль нужен профессионалам, которым необходимо знать, что сегодня происходит в мире мультипликации. Когда я ездил лет двадцать назад на фестивали, прежде всего учился, даже на отрицательных примерах. Я всегда внимательно отношусь к неуспеху фильма. Как режиссеру, мне интересно проанализировать, что бы я лично сделал для успеха картины.

И о явлении мультипликации:

Мультипликация — это даже не кино, а шире — культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру, а не восприятие кусками, когда они пожирают окружающую действительность как чипсы. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Если до пяти лет ребенку не дали представление о чувствах, потом уже, как правило, бывает поздно.


Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту новость: http://www.kinokadr.ru/news/2004/08/24/481.shtml
Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Желательно заполнять все поля, сообщения с пустыми полями попадают в премодерацию.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ :     
НОВОСТИ КИНО :    


 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама