300 спартанцевОтзывы: Оставить свой59Олеся #
300 спартанцев
Наконец нашла время написать отзыв, собрав в удобоваримую форму все те мысли и эмоции, которые посетили меня во время просмотра этого фильма. Вернее сначала были только эмоции, мысли, способность соображать здраво вернулась через некоторое время после окончания фильма. Не знаю шедевр ли это (кто я такая, чтобы судить), но это точно один из лучших виденных мною фильмов. И я соглашусь с теми, кто считает, что это новое слово в мире кино, и новшество этого фильма заключается не в том, что он как-то по-новому снят, нет. Главное, то, что это первый фильм, который воспринимается зрителем на ФИЗИЧЕСКОМ уровне. «300» - встряска для всех первичных, животных инстинктов человека. Нет рефлексии, нет психологизма, нет моральных вопросов, нет полумер, нет условного наклонения. Схема проста: решение – действие, действие – противодействие. В фильме нет общественного заказа (что бы там не говорил Иран), нет дальнего прицела на большие сборы, нет расчета на популярность. Есть только энтузиазм и режиссёрский талан человека, который знает, как надо снимать настоящее КИНО. В «300» нет ни единого лишнего кадра, ни одного лишнего героя, ни одного слова, сказанного для увеличения длительности фильма.
Есть в музеях картины, от которых люди отходят, как только экскурсовод заканчивает свой рассказ, а есть такие, к которым возвращаются после того, как экскурсия закончилась, стоят, рассматривают и пытаются понять, что же такого необычного и притягательного в этой незамысловатой с виду картинке. Чаще всего не понимают, потому, что этому нет названия, нет объяснения – это НЕЧТО, это ТАЙНА, это ИСКРА БОЖЬЯ, отличающая настоящего художника от даже очень крепкого ремесленника. А настоящему художнику многое можно простить: и ад у древних греков, и неуважение к исторической правде (хотя тут можно поспорить с теми, кто обвиняет создателей фильма в этом самом неуважении, одна фраза Снайдера всё объясняет: «Это, как если бы один из участников событий увидел всё произошедшее во сне»), и чрезмерную пафосность (мол, Леонид слишком много говорит о борьбе за свободу и справедливость, но здесь возникает вопрос: о чём должен был говорить царь, ведя своих людей в битву с теми, кто хотел захватить их землю и превратить их в рабов? о том что они тоже не без греха?) и всё то, за что этот фильм критикуют. И если Снайдер настоящий художник, то его фильм – произведение искусства, а произведение искусства нельзя упрекать в том, что оно лишено глубинного смысла. Это не Библия, не учебник, это идея, родившаяся в голове и выданная на всеобщее обозрение, и вот от того, как эта идея воплощена и зависит, имеет ли её воплощение право называться искусством или нет.
Да, кстати, и идея в «300» наличествует, она, как всё гениальное, проста и незатейлива – если кто-то пришёл к тебе домой и вознамерился этот дом у тебя отобрать ты имеешь полное право впасть в ярость и прибить эту сволочь не вступаясь в длительные дипломатические переговоры. Потому что это твой дом и там живёт твоя семья. Очень правильная надо сказать идея. А как вам идея любви к женщине, а идея любви к своему ребёнку, а идея дружбы? Да, в этих идеях нет гамлетовской глубины, они просты, они близки к инстинктам, они понятны всем, они вечны.
Это было об идеях, а теперь об их воплощении. Более красивого фильма я не видела уже … да, наверно никогда не видела. И дело не только в том, что Снайдер гениальный баталист (Ридли Скотт вполне может уходить на пенсию), а в том, что ему присуще то чувство стиля, чувство ритма, чувство меры и чувство юмора, которые и делают фильм единым полотном без сбоев, срывов и отступлений, без нудности и зацикленности, без потери актёра на фоне происходящего – того, чем грешат многие фильмы с обилием батальных сцен. Всё здесь к месту и вовремя. И тренировка с сыном пред встречей с персидским послом, и любовная сцена (очень красивой, кстати) после того, как принято решение пожертвовать собой, и прощание Леонида с семьёй (очень сильная сцен в стиле «разговор глаз») и боль отца, потерявшего сына, и сцена с яблоком (просто гениально - на фоне гор трупов и спартанцев добивающих раненых персов), и разговор Леонида и Ксеркса, и крупные планы героев, и, конечно, сцены сражений– смешение драк один на один с массовыми сражениями. Всё это создаёт в фильме что-то вроде волновой структуры, которая созвучна человеческой психике: напряжение – расслабление – напряжение – расслабление. Человек не может всё время быть в одном их этих состояний, он нуждается в обоих. Фильм не даёт расслабиться и в тоже время не выматывает душу. Даже музыка подобрана в соответствии с этой волновой структурой – метал – восточные мелодии - метал – восточные мелодии (мелодия, звучащая, когда спартанцы смотрят на тонущие корабли персов – настоящая встряска для мозгов, ПО - НАСТОЯЩЕМУ КРУТО).
Говорить много об актёрской игре не буду. Тут всё ясно. Батлер – здесь я не могу быть объективной из-за своей давней любви к этому актёру – по-моему, он просто бесподобен. Абсолютное попадание. Настоящий ЦАРЬ! Лена Хиди вполне себе настоящая женщина и царица. Родриго Санторо – нет слов, одни выпученные глаза. Очень понравился Майкл (скорее всего – Микаель) Фасбендер (Стилиос). М-м-м-м-м, КАКАЯ фигура! Но это я уже о своём, о женском.
Да, и ещё, «300» - это фильм, все достоинства которого, видны только при просмотре в кинотеатре. Это настоящее большое кино.
все трейлеры
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|