Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Матч-пойнт:

Матч-пойнт: Преступление без наказания

Юлия СЕМЕНЮК, 5 января 2006
Матч-пойнт: Преступление без наказания


«Матч-пойнт»:
Преступление без наказания

Юлия СЕМЕНЮК

«Матч-пойнт» выглядит удивительно свежо не только на фоне прочих картин режиссера, но вообще. От алленовской фирмЫ здесь осталась резковатая манера персонажей без затей выкладывать собственные мысли, но и только. В этот раз Аллен не стал создавать полное авторской рефлексии полотно с собой же в главной роли. Он обратился к популярной в реалистической традиции теме, поставив главного героя перед выбором между сладкой жизнью в высшем обществе и бытом менее блистательным, но с желанной женщиной. Отзывы: [3]


Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Отзывы

3nvantonov 01.05.2020, 00:33 #
Везучий ублюдок!

Именно это восклицание у меня вырвалось в самом конце фильма. Но потом, по прошествии пары часов, я понял, что главной скотине этого фильма повезло не с кольцом, которое нашел некий наркоман, которого впоследствии грохнули, и на которого были переведены все стрелки, а со следователем! Потому что следователь - просто конченный лошара, и до Порфирия Петровича ему как до Пекина раком. Элементарно же - надо было опросить подруг невинно убиенной Скарлетт, от них узнать, что она беременна и от кого. Второй шаг - наведаться с обыском в дом к везучему ублюдку, найти ружье и выяснить, что из него недавно стреляли. И все! До этого даже туповатый доктор Ватсон смог бы додуматься. И отправился бы Крис жрать баланду до самого конца своей бестолковой жизни в места не столь отдаленные. И никакие наркоманы, случайно находящие не долетевшие до воды колечки ему бы не помогли и не отмазали.

ЗЫ. Такую девку замочил, ирод! Да ее еще ... кхм, ну вы поняли.

Отличный коммент голосуй Плохой коммент
2Николай Кофырин 22.04.2008, 07:38 #
НОВАЯ МОРАЛЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЕЗ НАКАЗАНИЯ!

«Человек, который говорит «лучше быть везучим, чем добрым», глубоко понимает суть жизни. Люди боятся принять тот факт, что жизнь во многом зависит от везения».

Такова исходная гипотеза фильма – всё решает случай!

Хотя, возможно, режиссёр фильма «Матч-пойнт» Вуди Аллен решил пойти от обратного.

Действительно ли всё в нашей жизни решает случай?

Сценарий не оригинальный – «американская трагедия» по-английски. Бедный, но честолюбивый молодой человек хочет пробиться из низов в высшее общество, использую известный приём выгодной женитьбы, и все средства для этого хороши.

Главный герой фильма Крис Уилтон, в исполнении Джонатана Майерса, напомнил мне молодого Малькольма Макдауэла из фильма «О, счастливчик»!

Крис усвоил «арифметику убийства» Раскольникова, но, видимо, не дочитал роман до конца, до покаяния и эпилога.

Судя по фильму, идеология Раскольникова, осуждённая Достоевским, торжествует сегодня.

Случайно всё в нашей жизни или закономерно?

Можно ли сказать, что в ситуации с Крисом всё решает случай? Нет, всё закономерно, начиная с желания пробиться в высшем обществе, чтения романа Достоевского «Преступление и наказание» и заканчивая двойным убийством, как и в романе Фёдора Михайловича. Вот только Достоевский хотел, но всё же не решился убить не родившегося ребёнка в Лизавете, а Вуди Аллен смог!

Вуди Аллен не смог подняться до уровня Шекспира, да и не рассчитывал. Ведь самое главное в преступлении это неизбежность наказания!

Однако самое главное – муки совести героя в фильме и не показаны. Похоже, герой вообще не испытывает угрызений совести, а только страдания от необходимости избавиться от того, что мешает ему пробиться в жизни.

Вряд ли он даже любит женщин, с которыми спит. К своей жене он испытывает расчётливую нежность, к любовнице лишь вожделение. Как верно заметил друг Криса, видимо, Крис недостаточно любит женщину, если ради неё не готов бросить свою жену.

Никакой идеологии и всепоглощающей идеи, как у Раскольникова, у Криса нет. Зато есть оправдание своим действиям. Даже когда к нему приходят привидения убитых им людей, он на всё находит оправдание, даже убийству его не родившегося ребёнка, припоминая слова Царя Эдипа из одноименноё трагедии Софокла.

– Человек может научиться засовывать свою совесть под ковёр и спокойно жить дальше. Это необходимо. Иначе она раздавит тебя.

– Не мучит совесть из-за смерти невинного свидетеля?

– Невинные иногда умирают, чтобы расчистить поле для более грандиозных планов. Вы были сопутствующей издержкой.

– Как ваш ребёнок.

– Софокл сказал: «Возможно для того, кто не родился, это самое большое благо». … Это было бы нормально, если бы меня арестовали и судили. Тогда был хотя бы маленький признак правосудия. Совсем маленькая доля надежды на возможность Смысла».

Оправдывает себя отсутствием Смысла (Бога) Крис, или констатирует это как своё мировоззрение, трудно сказать. Он не верит в Бога, или не хочет признавать Бога?

Почему-то люди склонны верить в камеры видеонаблюдения, но не во всевидящего Бога.

Вот говорят, что совесть – это голос Бога в человеке!

Современная мораль – без Бога! А раз мораль лишь выдумка человеков, а не Закон Божий, значит, ею можно пренебречь. Раз одним убивать можно, то почему нельзя мне?

Может ли человек жить спокойно, убив невинных людей, которые ему мешали? Жизнь показывает – может, и даже очень хорошо живёт. Но, видимо, эта идеология не для всех: одни имеют «лицензию на убийство», другим это запрещено. Иначе люди просто перебьют друг друга.

Если роман «Преступление и наказание» носит прежде всего характер морального урока о невозможности продолжать нормально жить после совершённого преступления, то в фильме этот вопрос остаётся открытым.

Когда мы ждём, что Крис не выдержит мук совести и выбросится из окна, режиссёр неожиданно ставит точку, предлагая зрителю самому додумать будущую судьбу главного героя. Но можно не сомневаться, исходя из сегодняшней ситуации отсутствия морали в обществе, что будущая жизнь и карьера Криса не будет отягощена муками совести, раскаяния и покаяния. Явки с повинной не последует.

Нет, ждать покаяния от Криса безнадёжное дело. Он в Бога не верит! А людей можно обмануть, подкупить, в конечном счёте – убить! Для таких людей нет ни зла, ни добра, есть лишь конфликт интересов!

Но убивая другого, убиваешь себя! Потому что мы все связаны.

–У нас общий ребёнок, – говорит Нола.

– Нам не нужен ребёнок, – отвечает Крис. – Лучше, если бы его не было.

– Для тебя, но не для меня!

Налицо конфликт интересов. Каждый по-своему прав, у каждого свои интересы; что для одного зло, для другого благо. И говорить, что кто-то прав, а кто-то не прав, вне контекста окружающей культуры, в которой люди живут, невозможно.

Мы рабы нашей культуры, и даже не замечаем этого. Нам кажется, что иначе невозможно. Но это не так! В христианской культуре, да ещё секуляризованном обществе, чтобы избавиться от надоевшей любовницы или старой жены, ничего не остаётся, кроме как убить её, а значит, и ребёнка, которого она вынашивает. В исламе это невозможно!

У Криса точный расчёт, не обременённый моральными издержками. И хотя он не хотел убивать, но ему ничего в данной ситуации не остаётся. Либо он должен бросить жену и карьеру, и возвратиться в безысходную бедность. В исламе же достаточно сказать жене «отпускаю», чтобы расстаться с ней без развода и алиментов.

Криса и Нолу не случайно тянет друг к другу, – они в чём-то похожи: оба из низов решили пробиться в «высшее общество». Но мораль фильма такова: каждый сверчок знай свой шесток!

Можно было бы со скрупулёзностью проанализировать все повороты «вечного» сюжета, чтобы доказать, что убил Крис не случайно, как и всё не случайно в этом фильме.

Если бы всё было случайно, то следствие не имело бы обязательной причины. Если всё случайно, и если Бога нет, то всё дозволено!

Макиавелли говорил, что миром правит не бог, а судьба — естественная сила вещей, их причинная связь, благоприятная последовательность событий, и при всей силе жизненной необходимости, успех зависит от человеческой энергии, воли и таланта.

«Человек всегда поступает, как того требует необходимость, либо внешняя, либо внутренняя, а чаще в совокупности. Поступок, противоречащий необходимости, неразумен, более того — разрушителен. Выбор предопределён необходимостью!

Никакой закон не останавливает людей от проявлений своей сущности! Всегда убивали и будут убивать из ревности, и страх смертной казни не остановит.

Если мы признаем, что всякое действие имеет причину, и таким образом всё взаимосвязано и подчинено всеобщей закономерности, то отрицается случай, который, при внимательном рассмотрении оказывается необъяснённым проявлением всё той же закономерности. Таким образом, всякий поступок не случаен, а закономерен, и обусловлен совокупностью внутренних и внешних обстоятельств, то есть детерминирован, и человек не мог поступить иначе.

Человек не мог поступить иначе, чем он поступил в конкретных условиях! Поступить иначе он не мог, поскольку был несвободен от силы обстоятельств, которые и стали причиной его незаконного действия.

Преступление, как и любой поступок, не может быть случайным, не иметь причины, ибо случайно то, что не закономерно. Всякое действие закономерно, а значит, имеет причину, объясняющую это действие». (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте http://www.newruslit.nm.ru

Закономерна и судьба Нолы: воспитанная без отца, пьющая мать, наркоманка красавица-сестра. Отказываясь сделать очередной аборт, Нола не только отстаивает свои права и свои интересы, но и мстит отвергнувшей её семье. Так что её смерть не случайна.

Конечно, я оставляю за скобками работу детектива, который должен был выяснить, что Нола была беременна, и от кого. Но детектив знает, что такого парня, у которого тесть «большая шишка», посадить практически невозможно.

«Таков закон жизни: либо приспособишься, либо умрёшь! … Слабый должен погибнуть — таков закон выживания. Естественный отбор. Даже в генах есть ген-господин и есть гены-рабы. В каждом из нас сидит Раскольников. Вот ты не можешь убить, а я могу. Потому что я не тварь дрожащая, а право имеющий. Потому у меня есть всё, а у тебя ничего… Так мир ведь устроен. Всегда есть люди, которые имеют право убивать. Я бы таких людей ставил управлять государством. Одного такого лично знаю: отсидел своё, а теперь крупный бизнесмен, миллионер, всеми уважаемый гражданин. Так вот бывает по жизни. А Раскольников твой — дурак. Надо было и топор заранее припасти, и подельника найти, и квартиру заранее отследить. Логика Раскольникова безупречна: одни убивают миллионы — и им ставят памятники, а другие ломаются на одном убийстве. На логическом уровне этому вряд ли что-либо можно возразить».

(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте http://www.newruslit.nm.ru


P.S. И хотя тема избитая, тем не менее, такие фильмы нужно снимать регулярно, чтобы не дать забыть молодому поколению об опыте Макбета и Родиона Раскольникова, предостеречь от совершения преступления, неминуемо влекущего наказание, пусть даже это наказание собственной совести!


© Николай Кофырин - Новая русская литература http://www.newruslit.nm.ru


Отличный коммент голосуй Плохой коммент
1 Квасок #
Рок-н-ролл


Хочу продолжить диалог и поделиться своими впечатлениями о фильме.


Рок-н-ролл


В 70 лет принято резонерствовать, учить, наставлять, кутаясь в складки собственного стиля. А Вуди Ален как-то По-Триеровски въедлив, по-Озоновски свеж и по-Джармушевски игрив. Дружный вердикт критики: «Удивил! Снял про молодежь! Ушел из кадра! Поднял «проклятые вопросы», показал емкий, простой и сильный мир страстей!


Да, действительно Ален ушел на второй и даже третий план, как бы уступив место окружающему и объективному миру, но тень прежнего, «игрового», провокативного режиссера маячит за прозрачными декорациями, создавая ситуацию матч-пойнта (ни здесь, ни там) везде, где только видит глаз и слышит ухо.

Декорация 1. Главный герой не успевает крутиться между буржуазным статусом и любовью. Потом убивает свою беременную любовь, но смысла жизни не находит почему-то ни «здесь», ни «там»…

Декорация 2.

Каждый герой любовного треугольника (жена-англичанка, муж- ирландец и любовница-американка) вроде бы люди искренние и страстные (материнство, карьера, любовь) а вроде бы - маски, римейки национальных культур. Вот почему в фильме – ни одного доверительного диалога – одни нарочито деловые выяснения отношений да мобильные переговоры (особенно впечатляет разговор с убитыми). Разница между любовью и занятием ею ощущается и… пропадает, как разница между названиями спортивных команд. Несостоявшиеся - женщина, теннисист, актриса как будто знают правила игры и даже могут быть тренерами (что сплошь да рядом и случается в жизни!), но до Шекспировского серьеза им далековато…Не показывая ни единой кровавой сцены, Ален разогревает наши чувства и…дает понять, что плачут - крокодилы.

Декорация 3. Фильм красиво украшен культурными регалиями – оперными ариями, цитатами из «Преступления и наказания» Достоевского и Софокла, живописью, греческими памятниками… Они проступают, как живое лицо на Плащанице, в самые острые моменты, но быстро превращаются в декор буржуазного снобизма, цитаты «по случаю», игру воображения. Не случайно по-настоящему красивая сестра любовницы Нолы умерла от передозировки наркотиков, а местному Порфирию Петровичу правильная версия убийства приходит во сне, для того, чтобы он ее благополучно забыл…

Декорация 4.

Злой рок, преследующий грешников, для 70-летнего Алена, как будто важнее везения, случая…Но этот Рок для героев фильма выглядит каким-то рок-н-роллом, оставляя в растерянности и их, и всю современную культуру.

При всей трагичности фильм заставляет саркастически смеяться по одному простому поводу: мир раскрошил Классику на инстинктивные импульсы и буржуазные побрякушки. «Матч-пойнт» - изысканный гимн хрупкой и драгоценной цитате на ладони археолога-режиссера. Когда-то Теодор Адорно назвал умирающую оперу «пробкой в пробоинах духа», сделанных мощным потоком кино. Кажется, Ален сделал для этой пробки вполне достойный сосуд и заключил в него время.


Отличный коммент голосуй Плохой коммент
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Охотник на монстровБосс-молокосос 2Семейка Крудс: НовосельеЧудо-женщина 1984ДушаОхотники за привидениями: наследникиАфера по-голливудскиТом и Джерри

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.


 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 7.9%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама