ЦарьОтзывы: Оставить свой4Тыковка 06.11.2009, 16:29 #
Царь-фильм.
В России, какой период, какого героя ни возьми - найдутся недовольные твоей точкой зрения. Снимать исторический фильм у нас - занятие, мягко говоря, неблагодарное. Многие об это зубы ломают. Вот, человек, снимавший Курехина с Гребенщиковым, выдает "Александр. Невская битва". Бюджет - 8 миллионов, вид - как у постановки Кукуевского драмтеатра. Владимир Хотиненко ("Рой", "Мусульманин") делает "1612". По-моему, в следующем году за ним "Слово о полку Игореве" - раньше бы обрадовалась, сейчас боюсь. Владимир Бортко - "Тарас Бульба", тут не помогла даже гениальная литературная основа. Несть числа талантам, разбившимся об историческое кино. А Павел Лунгин, по-моему, справился.
Задача у него была, пожалуй, даже сложнее, чем у его коллег. Передать на экране образ Ивана Грозного, не вмещающийся ни в какие рамки. Рассказать об опричнине, которая, опять же, предмет непростой. Да еще как-нибудь обойтись без аллюзий на "Остров", восприятием которого режиссер остался не вполне доволен, рассказывая об игумене Соловецкого монастыря и митрополите...
В центре внимания Лунгина – не события, которые и так известны из учебников по истории, а люди. Возможно, реконструированные им образы царя Ивана и митрополита Филиппа не вполне соответствуют действительности. Но более чем убедительны. Талант Мамонова раскрывается в образе Ивана, пожалуй, так полно, как никогда раньше. Его Грозного нельзя назвать сумасшедшим – это та фантастическая страсть в каждом жесте и слове, фанатичная вера и в то же время жадный поиск опоры для нее, что буквально воспламеняют кадр. Однако рядом присутствует не талант, но настоящий гений. Покойный Олег Иванович Янковский немногими штрихами рисует мощнейший образ – его митрополит Филипп противостоит царю тихо, но выразительно, как будто безуспешно, но упорно.
Два титана противоборствуют на фоне, созданном для них Лунгиным с тщательностью, которой не было ни в одной из его предыдущих картин. Том Стерн снимает просто превосходно: "Царь" проходит мимо намеренных демонстраций костюмов, декораций, батальных сцен с изяществом парусника. Любая деталь неслучайна; такое можно видеть только в фильмах, по-настоящему продуманных, больше того, фильмах по-настоящему талантливых людей. Звук, за который отвечал французский специалист, пробирает до костей; музыкальное сопровождение Юрия Красавина просто беспощадно к зрителю – и тем добивается эффекта. Невозможно не воздать должное той тщательности, с которой воссоздавалась эта мрачная, кровавая эпоха.
"Царь", по-моему, выводит зрителя за пределы христианской и человеческой морали – из него невозможно сделать однозначный этический вывод. Осудить тирана? Да, конечно. Но потому "Царь" и большой фильм, а Лунгин и Мамонов – мастера, что их Грозный куда сложнее сумасшедшего деспота, решившего утопить в крови свою страну.
Да и не нужен, в общем-то, по-настоящему сильному фильму никакой однозначный вывод, кроме "браво". Такое мнение.
все трейлеры
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|