Кащей Бессмертный зомбёвого трэша, икона ценителей бродячей мертвечины, живой патриарх Джордж А. Ромеро неплохо отпраздновал сорокалетие «Ночи живых мертвецов», принесшей ему славу и раз и навсегда определившей его коронное амплуа. Раз от раза постепенно седеющий триллермейстер все эти годы увеличивал масштабы действа, вроде бы завершив круг живописаний странных существ с характерной походкой на «Земле мёртвых», в которой мертвецы наконец взяли в руки ружжо и поганой метлой выкинули безумное человечество на свалку истории. Но неправы были те, кто посчитал, что караул устал, с юным задором и иронической искрой в глазах бородатый дядька в знакомых очках решил вернуться к истокам.
На место тысячной массовки пришли знакомые нам медлительные зомбаки, история снова сузилась до размеров камерной, не без чувства облегчения были выброшены из головы завиральные теории про вирус. Просто теперь каждый мёртвый, не удостоившийся выстрела в голову, встаёт и идёт, просто теперь с этим надо как-то жить. А заодно, как это водится, заново научиться снимать кино.
Небольшая группа учеников киношного колледжа под присмотром сильно пьющего профессора, в котором прозрачно просматривается фигура самого Ромеро, отправляются в лес с целью поснимать атаку куриных зомби, и режиссёр кричит «не верю», и настоящий режиссёр смеётся над этим в бороду, и звезда марлезонского балета изменившимся лицом бежит пруду, и «мёртвое не бывает быстрым». Одна проблема — новостной репортаж недвусмысленно объявляет, что мёртвые больше не мёртвые, и вовсе не в том смысле, в каком нам об этом вещают тексты о втором пришествии. А потому — надо куда-то бежать, по дороге же — почему не снять о наступлении конца света небольшой видеорепортаж с двух рук. Камера! Мотор! Начали!
В отличие от Джей-Джей Абрамса, Ромеро своей репортажной камерой не рвался за гордым званием новатора, у него присутствуют любительские монтажные склейки, два попеременно сменяющих друг друга оператора то и дело мелькают в кадре с камерой на плече, камеры же эти едва ли раз поднимутся от уровня глаз и дадут нам увидеть картину в целом, то фокусируясь на беспокойном больничном персонале числом три, то переключаясь на зыбкие серые тени, позирующие камерам слежения, но в основном переводя видоискатель с одного незадачливого кинематографиста на другого под речитатив про «ты не сможешь удержаться».
Несмотря на откровенное ёрничанье режиссёра о «социальном подтексте», «Дневники мертвецов» вовсе не про мертвецов и дневники, они всё больше о современных новостях (см. список персонажей, принявших в этом участие) и об интернете, где «70 тысяч просмотров за три минуты».
Западный человек пребывает в таком постоянном ужасе от новостных сводок, что давно уже в них подсознительно не верит. Случись сейчас очередное 9.11, никто даже не взрогнет, а тихо, сомнамбулически поползёт на ближайшее кладбище, завернувшись, согласно наказам, в белую простыню. При этом даже не создаст паники. Зато успеет закачать пару минут домашнего видео себе в блог или просмотреть аналогичное во френдленте.
В «Дневниках» пустые больницы и пустые просёлочные дороги — как символ того, к чему все подсознательно готовы. Были бы мертвецы, а уж лук на них всегда найдётся. Или марсиане, или террористы, или стрелки в очередной американской школе. За весь фильм никто из персонажей толком ничему не успел испугаться, зато все, кому надо, деловито занялись грабежом и мародёрством на дороге.
Персонажи же, напутствуемые монологами не желающего трезветь профессора, отправляются кто куда, заниматься своими делами, кто самострелом, кто видеосъёмкой. В этом смысле «Дневники» вовсе не отличаются традиционным нынче азартом — это такое вполне повествовательное рассудительное полотно о том, какие существуют способы ползти ну и далее по тексту. Собственно даже шуток у автора заготовлено всего две — в начале (см. эпиграф) и конце, причём последняя на русский язык едва ли переводима, поскольку снимать и стрелять (сиречь снять и пристрелить) это только в английском один и тот же глагол.
С другой стороны, автору нам ещё есть, что сказать, а потому и финал таков, и вторая часть намечена на следующий год. Неужели из современного бардака Ромеро нашёл для нас какой-то разумный выход? Вот и поглядим.
Отсутствие полнометражного опыта у режиссёра даёт о себе знать — первый час за здравие психодрамы оборачивается вторым за её же упокой. В конечном итоге фильм при всех его очевидных достоинствах отдаёт какой-то шизофренией — или это нерастраченные амбиции, либо простое незнание, что в конце концов хочется получить. Что же до Дель Торо, то он опять на коне — если так пойдёт и дальше, то мучачо Гильермо узурпирует весь испаноязычный кинематограф — вот до чего доводят съёмки голливудских блокбастеров.Отзывы: [7]
Хронометраж буквально набит «пугательными сценами». У фильма чёткая политика: брать не качеством, а количеством и визуальными эффектами. Куда там нарисованным теням и ненатуральным взрывам производства братьев Пан! Однако ни красочная пиротехника, ни жутковатые на вид призраки, ни ещё вагон и тележка мелких видений не способствуют созданию главного — ощущения страха. Ей-богу, неужели трудно продвинуться дальше шугания внезапно обрушивающимся грохотом и выпрыгивающими из-за углов покойничками? Отзывы: [5]
Чтобы скормить людям аскорбиновую кислоту, её упаковывают в сладкую оболочку. А вот продюсер Роднянский собирался скормить людям новое отношение к Пушкину плюс новое понимание истории, упихнув её в джекопотрошительскую фабулу. Страшно расстраивает чёткий продюсерский расчёт на то, что современники не пойдут в кино на Пушкина без кровищи, а с кровищей заинтересуются. С корабля современности классик не сброшен, но везут его контрабандой, под видом кровавой, страшной и развратной истории.Отзывы: [21]
Погони есть, сокровища того и гляди найдутся, милые побранятся, да тут же и потешатся… Но вся эта вполне динамичная картина с нескучной, бодрящей музыкой как-то не складывается в настоящий приключенческий «дивертисмент». Не потому ли, что Теннанту не удалось выдержать весь фильм в заявленном с первых кадров духе пародийного, ироничного скетча. После повеселившего народ «Метода Хитча» Энди Теннант разыграл перед нами кинопартию на тему «как избавиться от сюжета за десять минут». Или от зрителя?..Отзывы: [11]
Фильм в пику всему спасает бешеная динамика, которая выражается не только мельтешением действующих лиц, но и не менее стремительной сменой жанров: начинается всё как шпионский боевик, затем неожиданно зритель перемещается в зомби-триллер, тут же, не успев прийти в себя, попадает в футуристическую антиутопию, а на закуску получает уж совсем что-то несуразное в стиле фантэзийных глупостей Уве Болла. В общем впечатление такое, что Маршалл пошутил. Может быть, и не очень остроумно, но задорно.Отзывы: [29]
Апрельский прокат впадает в традиционное жанровое затишье перед наступлением майского сезона блокбастеров. Ожидаемые релизы в этом месяце можно пересчитать по пальцам одной руки, да и те не для самой широкой аудитории: мюзикл Тима Бёртона, зомби-триллер Джорджа Ромеро, комедия Мишеля Гондри. Хотя каждое из этих имён — икона киномана, но ни один из фильмов не попадает в разряд настоящих ударных блокбастеров. Остальной же репертуар заполнен жанровым кино разной степени вторичности.
Подаётся этот опус под соусом «научно-фантастического триллера». Из фантастики в нём плохо скроенные плоские компьютерные эффекты, и дети знаменитостей, высунув язык, старательно играющие «детей из народа». Из «науки» — бесконечные разговоры о мушке-дрозофиле — по мнению создателей, знаменитая муха и есть наука-генетика. И последняя деталька, явно от подержанного триллера — чудовищно нарисованная голова «из компутера», диктующая приказы главному маньяку, что плохо согласуется с понятием «ужас». Скорее «ужас-ужас».Отзывы: [45]
«Очень страшные кино» же всегда тяготели к гэгам ради гэгов, пародиям на всё, что движется, поскольку узнаваемых джей-хорроров на четыре фильма ну никак не наберёшь. На этот же раз авторам стала ближе идея близкородственных пародий в стиле экранизации «упрощённого сценария», когда шуткоюмору дословно подвергаются сцены оригиналов. В целом же фильм не то чтобы гомерически смешной, но забавный, рассчитанный в том числе и на фанатов жанра.Отзывы: [4]
На этот раз представляющееся более цельным и более смешным, а также близким к оригиналу, что в данном случае — только плюс. Другое дело, что некоторые моменты заметное время мешали главному — как следует рассмешить зрителя на старте, набрать должный градус идиотии и выйти на оперативный простор. По сути, смеяться зал начал только после сакраментального оглашения списка редких животных и последовавшей за этим попойки в прямом эфире. Аудитория перестала страдать и начала получать удовольствие.Отзывы: [28]