Мануэл де ОливейраМануэл де Оливейра родился 11 декабря 1908
Умер 2 апреля 2015
Мануэл де Оливейра. Биография:Мануэл де Оливейра — известный португальский кинорежиссёр и сценарист, единственный кинематографист в истории, чья карьера простиралась от немого до цифрового кино. Мануэл Кандиду Пинту де Оливейра родился 11 декабря 1908 года в семье богатых промышленников и землевладельцев. С раннего возраста он интересовался жизнью бедняков и людей рабочего класса, а также искусством, в особенности кинематографом. Своими первыми вдохновителями он позднее называл Дэвида Уорка Гриффита, Чарли Чаплина, Сергея Эйзенштейна и Карла Теодора Дрейера; при этом он был разочарован отсутствием кинематографистов, на которых он мог бы опираться, в своей родной Португалии. Этому способствовала жёсткая цензура, действовавшая в стране с начала 1930-х до конца 1960-х годов под фашистским режимом Антониу ди Салазара. В 1927 году Оливейра и его друзья пытались снять фильм об участии Португалии в Первой мировой войне, однако проект остался незавершённым. Годом позже Оливейра дебютировал в кино в качестве актёра, а в 1931 году снял и выпустил «Работы на реке Дору» — документальный фильм в жанре «городской симфонии», рассказывающий о жизни рабочих в его родном городе. В течение следующих 10 лет он начал и забросил несколько амбициозных проектов, в итоге закончив лишь несколько короткометражных документальных фильмов. Оливейра дебютировал в игровом кино драмой «Глупый Аники» (1942), которая оказалась коммерческим провалом, а критиками была принята в штыки из-за того, что режиссёр показывал главных героев-детей как лгунов и воров. После этого Оливейра был вынужден забросить все свои имевшиеся задумки и посвятил себя работе на винодельне, которую получила в наследство его жена. В 1955 году он отправился в Германию для изучения цветового кино, а годом позже снял 26-минутный документальный фильм «Художник и город» (1956), тепло принятый на кинофестивалях. В 1963 году Оливейра выпустил «Весеннее действо» — гибрид документального и игрового кино, принесший ему первую известность за пределами Португалии. За ним последовала «Охота» (1964) — мрачный и сюрреалистический короткометражный фильм, за который режиссёр подвергся нападкам цензоров. Кинокарьера Оливейры расцвела вскоре после его 60-летнего юбилея и смерти Салазара в 1970 году. Его вторым возвращением в большое кино стало «Прошлое и настоящее» (1971) — сатирическая чёрная комедия о женщине, которая начинает любить каждого из своих мужей только после его смерти. Фильм стал первой частью цикла «Тетралогия несостоявшейся любви», в который позже вошли «Бенильда, или Богоматерь» (1974), «Обречённая любовь» (1979) и «Франсиска» (1981). Спустя четыре года Оливейра закончил работу над семичасовым фильмом «Атласный башмачок» (1985), который был показан на Каннском и Венецианском кинофестивалях, однако так и не появился в прокате. За ним последовали экспериментальная картина «Мой случай» (1986), в которой режиссёр размывал границу между постановкой и жизнью, и сатира в духе Луиса Буньюэля «Каннибалы» (1988). С 1990 года начался самый активный период творчества Оливейры: в последующие 25 лет он представил публике более 30 полнометражных и короткометражных фильмов, которые имели успех на международных кинофестивалях. В число этих картин вошли «Нет, или Тщетная слава командования» (1990), «Божественная комедия» (1991), «Долина Авраама» (1993), «Монастырь» (1995), «Вечеринка» (1996), «Путешествие к началу мира» (1997), «Письмо» (1999), «Я иду домой» (2001), «Принцип неопределённости» (2002), «Волшебное зеркало» (2005), «Всё ещё красавица» (2006), «Причуды одной блондинки» (2009) и «Гебо и тени» (2012). Последней работой Оливейры стал короткометражный фильм «Старик из Рештелу» (2014), премьера которого состоялась на 71-м Венецианском кинофестивале. В интервью, взятом в ноябре 2014 года, он заявил, что собирался продолжать снимать кино. За свою карьеру Оливейра получил более 30 наград, в том числе два «Золотых льва» и «Золотую пальмовую ветвь» за вклад в кинематограф, гран-при жюри, призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри Каннского кинофестиваля, три португальских «Золотых глобуса» за лучшую режиссуру и многие другие. Оливейра женился на Марии Исабель Брандао ди Менесис ди Альмейда Карвальяс в 1940 году; они состояли в браке до самой его смерти. У режиссёра остались четверо детей, пять внуков и семь правнуков. |
|
|||||||
|
|
|