Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Брачная история

Рецензия: Дети развода

Никита КОМАРОВ, 9 декабря 2019

До недавних пор специализацией Ноя Баумбаха являлись беспощадные (траги)комедии, приходившие к точным наблюдениям о человеческом поведении через, обычно, сведение экранных жизней к законченным сценкам-зарисовкам и готовность резать, резать и резать, пока не оставалось лишь самое главное. Режиссёр прошёл через развод родителей в детстве и свой собственный несколько лет назад; первый в итоге всплыл в «Кальмаре и ките», одном из чистейших примеров баумбаховского стиля, фильме, который за 80 минут достигает диспропорциональной силы, неустанно чередуя нежность с резкостью. «Брачная история», основанная уже на взрослом опыте, на час длиннее, и поверхность её одновременно куда менее абразивна и более обширна: развод как путь, как процесс, практически как своё собственное учреждение.

Экранный конфликт разворачивается не только между героями Драйвера и Йоханссон, но и между деталями их жизней — чувствами, поступками — и дегуманизирующим бюрократическим механизмом, использующим эти детали как сырьё. (Сочувствующий пожилой юрист в исполнении Алана Алда облегчённо характеризуется Драйвером как «первый живой человек», которого тот встретил в ходе всего процесса, затем исчезает бесследно.) Одна из ироний здесь в том, что брак является именно историей: о нём рассказывают, к нему отсылают, его разбирают и лепят в «нарратив» с разной степенью предвзятости разные люди (от самих героев до третьих лиц), но сам по себе он существует почти целиком за кадром и в прошедшем времени, зритель же видит перед собой лишь последнюю его стадию.

История брака

Другое дело, что это именно ирония, не центральная идея, и она способствует неудобному положению фильма, чьи герои не могут жить в моменте, не таща на себе закадровый груз, и не существуют на равных: зритель неизбежно сам приглашается на роль судьи, и видит он перед собой женщину, которая за полчаса доказывает, что её претензии резонны, и мужчину, у которого затем уходит полтора часа, чтобы признать свой эгоцентризм. Итого интереснее становятся более лёгкие моменты их взаимодействия и их путь через систему, тогда как, например, кульминационная эпическая ссора, несмотря на старания актёров, предстаёт дежурной и управляемой. «Перед полуночью» может показаться нечестным сравнением, учитывая, сколько фундамента там имело под собой схожее развитие событий, но оно напрашивается само по себе, и Баумбах, в конце концов, знал, на что шёл.

Идея, задевающая его сильнее всего — столкновение живого и механического — выводит режиссёра на две блестящие сцены: мучительный медленно тикающий фарс с вручением документов о разводе и судебное слушание, в ходе которого нейтральные повседневные детали становятся оружием в руках хищных адвокатов. В остальное время множественные интересы Баумбаха приводят к столкновениям внутри самого фильма — в первую очередь, между форсированным натурализмом и освобождением пространства для актёров (длинные монологи одним кадром и т.д.) и более искусственными элементами, будь то ситкомовые второстепенные персонажи (в ранних комедиях режиссёра они были бы как дома, на фоне здешнего масштаба выглядят куце), инсайдерские шутки про индустрию, или — в то же время — откровенно голливудская сентиментальная музыка Рэнди Ньюмана.

Складывается впечатление, что Баумбах пытался охватить слишком много со слишком близкого расстояния; это бы объяснило, помимо прочего, склонность фильма увлекаться одними деталями и принимать за данность другие — к примеру, вопрос о том, как весь процесс влияет на ребёнка героев и на их творческую жизнь. Всё и везде сводится к компромиссам: персонажи отходят от края пропасти, умный режиссёр разбавляет свой самобытный стиль и завязывает символические шнурки. Нет смысла умалчивать о том, что теперь, после долгих лет работы на предельно узкую аудиторию, ему достанется билет прямиком на «Оскары» и более высокий интерес, чем когда-либо; нужно быть таким же в известной степени эгоцентриком, как иные его персонажи, чтобы видеть в этом нечто плохое, но цена есть цена.

История брака

Рецензия: Когда хотят

Гоша БЕРЛИНСКИЙ, 8 декабря 2019

На самом деле два часа «Брачной истории» герои Йоханссон и Драйвера разводятся. И хотя все несчастливые семьи несчастны по-разному, разводятся все одинаково. Но Баумбах придумал, как выделиться.

Во-первых, погрузившись в «Семье Мейеровиц» в алленовскую нью-йорковщину, в этот киношный романтизм конца 70-х и 80-х, он так и не вынырнул. Снова аккуратное, нефальшивое следование формам другой киноэпохи — в музыке, в плёночности, в простой, а потому не очевидной элегантности постановки — вплоть до проходок.

Во-вторых, для мелодрамы здесь слишком много сатиры и локального стёба — над американскими бракоразводными процессами, над разницей между образом жизни и людьми на Восточном и Западном побережьях, причём бруклинский парень Баумбах высмеивает только ЛА. Всё это органично вписано в наполовину автобиографический сценарий, где уставшие друг от друга муж и жена по воле слишком дорогих адвокатов, для которых такие процессы как азартные игры, публично и не очень разбирают грязное белье, накручивая такую драму, что вскоре все забывают, зачем и что хотели. Наговаривают и плачут, плачут и наговаривают, пытаясь отделить спектакль от настоящего.

Для Баумбаха, возможно, это и правда самое зрительское кино: то же соотношение комедии, мелодрамы и авторского высказывания, что в «Мейеровиц» или «Пока мы молоды», но зато универсальная, всем доступная история, пускай во многом исключительно про американские реалии. И несмотря на стилистику, нет в нём фестивально-киноманского налёта, который был раньше.

Но что ещё важно: это весьма актёрское кино. Как полушутя отмечают, Йоханссон и Драйвер изобрели в 2019 году актёрскую игру. Оба впервые за много лет играют простых, очень естественных людей. Не супергероев, не пришельцев, не виндовс, не киборгов, не многозначительное бревно за рулём или помощника бревна за рулём. Для обоих это яркое напоминание публике, что они великолепные актёры и могут в любые переживания, нюансы и перфомансы. Осталось только, чтобы напоминали и дальше, а не продолжали терять время на «Дисней».

История брака


 
Поставьте фильму оценку!
Запостить в ЖЖ Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook Запостить в Li.ru Затвиттить Добавить на Вконтакте 
Название фильма: Брачная история
Оригинальное название: Marriage Story
См. также: все фильмы 2018, фильмы 2019 список, новинки кино
О фильме "Брачная история":

Ной Баумбах («Кальмар и кит») снял для «Нетфликс» драмком о разводе театрального режиссёра и его жены-актрисы.

В ролях: Адам Драйвер, Скарлетт Йоханссон.


Хищные птицыПлохие парни навсегдаЛюди Икс: Новые мутантыКамуфляж и шпионажВперёдТоп Ган: МэверикДоводВторжение
Мир Дикого западаКамуфляж и шпионажОчень странные делаЗвёздные Войны: Скайуокер. ВосходДостать ножиFord против FerrariАванпостТерминатор: Тёмные судьбы

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Желательно заполнять все поля, сообщения с пустыми полями попадают в премодерацию.

Ролики в разделе "Драма":
Скандал Русский трейлер
Дело Ричарда Джуэлла Русский TV-ролик
Скандал Отрывок 3
» Отрывок 2
» О съёмках
» Отрывок
Тёмные воды О съёмках
Скандал Трейлер 2
» Отрывок
» Русский трейлер 2
Война токов Русский минутный трейлер 2
 
Хищные птицы Трейлер саундтрека
Плохие парни навсегда Репортаж с премьеры
Морбиус Русский тизер-трейлер
» Тизер-трейлер
Кролик Питер 2 Русский трейлер 2
» Трейлер 2
Всё о сексе Трейлер 2, сезон 2
Мулан Отрывок
Чёрная Вдова Дублированный ролик о съёмках
» О съёмках
Мир Дикого запада 3 сезон, русский тизер
Бладшот Международный трейлер 2

все трейлеры
Жанры: комедии кинокомиксы фантастика ужасы мюзиклы
приключения криминальные мелодрамы боевики драмы спортивные
катастрофа исторические детские военные фантазия детективы

Брачная история:




17 января, пятница



16 января, четверг





15 января, среда



14 января, вторник



13 января, понедельник

Обнародован шорт-лист номинантов антипремии «Золотая малина», которая раздаёт награды за самые сомнительные достижения в кинематографе...
Американская киноакадемия объявила претендентов на «Оскар». Фильмы производства американской компании Netflix впервые получили 24 номинации...



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама