Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Обитаемый остров

Отзывы: Оставить свой



168Beholder44 08.01.2009, 03:38 #
Структуральнейший лингвист vs Саракш

Сначала - вступление, хотелось бы чтобы тем кто не читал Стругацких, особенно обсуждаемой вещи - Острова, было понятно какой гигантский слой вселенских проблем подняли авторы книги по которой поставлен фильм (нет, не просто подняли - бодро бросили через плечо - забыли - нет проблем; а считай легонько обрисовали перспективу тех проблем, проблемищ, которые начнутся, стоит этот слой поднять, даже только задеть).

Обитаемый остров - одна из моих любимейших книг детства и ранней юности. Но рассматривать только ее - в отрыве от других вещей про тот период времени будущего - Полдня и Трудно быть богом, Парень из преисподней, это скорее всего ошибка и она приведет к тому что книга будет недооценена. Переоценить же ее - невозможно. События на Острове подчинены логике событий "прекраснейшего далека" - XXII века, мира Полдня, где любой нормальный человек - на Земле, конечно, совершенно не похож на "клеюшника", которого "киберы ублажают", а, с точностью до наоборот, там, похоже, каждый предельно озабочен своим личным развитием - таким, чтобы непременно за свою жизнь успеть выложиться на полную катушку, причем понимая это так чтобы принести пользу не только себе, но, и это одно из главных их качеств - окружающим людям. Стругацких еще и поругивали за это, мол, что за трудоголики у них - практически в каждом произведении про будущее. Научная мысль там просто кипит, в кого из персонажей ни плюнь - или готовит диссертацию, либо о ней мечтает, каждый "простой" пастух китовых пастбищ в своей маленькой подлодке держит в на полке "фелдмаршальский жезл" и все равно желает двигать мировой прогресс. И за кадром остается та поистине титаническая работа, которую человек каждодневно должен проделыватьнад собой, чтобы и форму физическую блюсти - и надо отметить, весьма неплохую форму, и интеллект развивать, и общественные функции им совсем не чужды. Азимов со "Стальными пещерами" отдыхает. Люди там не просто бегут, чтобы оставаться на месте, они крутятся там так, что дай бог каждому. Ну и техника конешшно помогает, способствует так сказать. Бунт машин? Ни-ни. Человек - вот мерило всех вещей - человеческая жизнь, вот высшая ценность. Скорчер - оружие запредельной мощности - а, мелочи жизни, их несколько на всю планету. Вот такой вот штришок. Паренек думает чтобы подарить такое своей девушке - точнее он надеется что она станет его девушкой - а вот не угодно ли слетать в обеденный перерыв на Пандору на 50 световых лет и добыть там голову чудища, при виде зубов которого ти-рекс бы от зависти позеленел. Или покраснел. Девушка повесит его(ее) на стену и будет довольна. Быт, рутина. Минутку, спросит искушенный читатель/зритель. А кто их заставляет так усиленно крутиться, а не полеживать на диванчике из силовых полей? Плавали, знаем. Тайное правительство конечно! Вшитые под кожу чипы, моделирующие поведенческие реакции? Нет, собственная совесть. совесть заедает их не шутку а в серьез, стоит им предаться излишней неге, безделью, и т.д. Друзья мои, дамы и господа, не знаю как вам, но мне хотелось бы жить в таком мире, пусть даже помощником китового пастуха) - в таком , где человеку быть хуже, проще, равнодушнее, инертнее других - стыдно, просто стыдно - причем на клеточном очевидно уровне, не говоря уже о том что беспардонно наживаться на других, унижать, издеваться, а то и чего похуже - это может прийти персонажам Полдня и его времени только в кошмарном сне. Или они это видят в стереовизорах - потому что наивных и недалеких подростков там просто не растят. Нет там таких. Для кого Румата-Антон через кристалл собирает информацию про дона Рэбу и прочих? Не для спецхранов, это точно. Неслабую ставят они задачу такую - очень, очень благородную надо сказать: помогать отсталым. Не народам, не отдельным личностям. Планетам. Нам трудно это понять, уяснить. На нашей планете пока мы сами себе помочь не в состоянии, причем даже теоретически не знаем как. А там все это реализовано на практике. И поэтому сегодняшнему человеку понять это трудно. Тут "нутром надо чуется", что мир где не зацикливаются на себе и своих проблемах а активно стараются помогать другим - всем кому не попадя, весьма и весьма неплох. По нашим меркам, их проблемы - это и не проблемы даже, а так, борьба "хорошего с лучшим" - просто представить себе что снята забота о хлебе насущном - это уже все, на большее воображения вряд ли хватит, у Беляева когда-то тут же получился "Вечный хлеб" М-да. Цитата, не от Стругацких, от Булычева, она тут уместна: "При плохих временах на это не хватает или времени или возможностей". Отсталых планет много, и разные они все. Но там, в этих книгах одних из самых лучших фантастов всех времен и народов, очень тонко прослеживается момент - чистые, но ни в коем разе не наивные (не "мальки" - такие про которых сами герои Полдня говорят: "разве это человек? Это ж еще почка") ребята, возвращаются с этих планет опустошенными и даже пачкают там руки, души. Выдержать и не сломаться переход между этим раем для тех кто любит работать, кто хочет оставить свой след в истории, кто хочет творить добро и обычной планеткой где человек человеку вовсе не друг и товарищ, а слегка даже волк, весьма непросто. Ну да, конечно: представить себе мир где высшие муки - это моральные: не подвести бы товарищей, не уронить бы себя в глазах любимой (но далекой) девушки, реализовал ли я свой творческий потенциал (закапывать свой талант в землю - там, это преступление сродни уголовному), взглянуть на этот мир с точки зрения современности - тут же вывод: да они же там с жиру бесятся! В том то и дело, что нет. Стараются обхватить необъятное - это да. Откусили кусок который не могут прожевать - снова да. Опять же это весьма тонко показывают - есть планеты такие как в "Парне из преисподней", а есть такие как Саракш - еще неизвестно какая похлеще.

дон Румата Эсторский? Ну его же и специально готовили, вот как. И то, чем он закончил? Как он посмотрел на любимую девушку после своих "приключений" на отсталой феодально-средневековой планетке?

Маленький вывод - всем кто не читал Стругацких - постараться прочесть в порядке возрастания сложности (порядок рекомендуемый из личного опыта, но ни в коем случае не обязательный) - "Парень из преисподней", "Попытка к бегству", "Трудно быть богом", а там уже и за Остров браться можно. Ну а Полдень ..это уже высший пилотаж. Вселенский уровень.

Теперь к предмету, к Острову то есть. Максим Камеррер - простой парень из будущего, студент. Он как бы совершенно не оперативник КОМКОНА, той самой спецслужбы которая однако работает не против каких-то там землян, а которая ДЛЯ внеземлян преимущественно (это громадная разница, не путать, современные спецслужбы любого уровня пред нею как детсадовец ясельной группы против студента Камеррера), он просто хорошо подготовленный физически, морально, умственно и духовно землянин. Ну а то что по нашим меркам он супермен, практически Нео из Матрицы, загрузивший себе не только кон-фу, а заодно еще и всю мировую библиотеку боевых искусств, это, простите, наши проблемы. Выйди остров на 10 лет раньше, Нео бы сравнивали с Камеррером, и отнюдь не в его, Нео, пользу. Только физически Максим покрепче, ибо в ванне с детства не лежал, а тренировался долго, упорно и много - в общем суперменствует как говорится не от плохой жизни а от хорошей. В перерывах между семестрами летает в ГСП. И Саркаш не первая планетка где он сел. Просто людям он обрадовался, факт. Он же привык к плентам, населенным скажем так, более примитивными формами жизни. Цитата, но не дословная: "Максиму сразу вспомнилась пещера где он был окружен враждебно настроенными австралопитеками." Это к моменту как он метелил нападавших в переулке. Землянин беззащитным там быть не может - по определениюИ разметелил он, спасая себя и девушку, как оказалось позже, некую банду местного доморощенного Аль-капоне, которую до этого никак не могли взять. И это, как оказалось позже, явилось одной из рекомендаций для приема его в гвардию. Логическая цепочка тут безупречная. В книге. Ну а фильм, как можно увидеть в www.kinonews.ru/movie_14/obitaemyj-ostrov-film-pervyj - позиционируется его создателем как произведение для людей в возрасте от 14 до 20 лет, ну так что чтобы современная молодежь поняла, студент гламурит по полной, ну это чтобы завидно было "ихней" жизни. В метеоритное поле попадает, это в звездолете-то класса "Призрак"!! В общем раздолбай, жизнерадостный такой. Ну это режиссерское видение материала. Главное - чтобы это не стало нормой. Упрощать великолепные произведения в угоду определенным возрастным группам, это как сказал один из персонажей недавнего фильма "дас ис моветон". Мне вот уже больше 20ти, так что мне фильм не смотреть? Или смотреть и снисходительно ухмыляться при виде попыток отобразить мир Саракша с 40млн. бюджетом, когда тут надо было бы по-честному ухнуть весь бюджетец Спайдермена с Суперменом впридачу. Мне кажется, ориентировать фильм так, чтобы его было интересно смотреть всем, чтобы каждая возрастная аудитория находила в нем что-то свое, это было бы правильней) Ну да это конечно титаническая задача) Однако каждый, я уверен, назовет фильмы, которым это удалось.

Ну и по мелочи: каким угодно представлял я Гая, но только не с гребнем. Куртки с заклепками ему не хватает.

Персонаж книги Максим - его типажу больше бы подошел молодой еще, улыбчивый, Шварцнеггер из "Геркулеса в Нью-Йорке" - типа такого.

Ротмистр, расстрелявший Максима - ну не такой, он, не такой. И в фильме не похож, да и в книге психологически с точки зрения ротмистра этот момент весьма правилен - в том и трагедия - когда все стороны правы. Только каждая по-своему. Представьте себе, что в Берлине, у стен Рейхстага, после боя, молодой, слегка обстрелянный хлопец, довольно хороший наводчик орудия, но не более того, подходит к ветерану-танкисту, у которого гибли друзья еще с 41-го и говорит ему так - меня вот сейчас осенило - а вообще-то эти немцы оказывается не такие уж и плохие, особенно ихние эсэсовцы. И чего мы на них так взъелись? Дальнейшее думаю, понятно. И ведь, что самое страшное, ветерану ведь уже ничего не докажешь. У Стругацких это довольно тонко и четко прописано - ротмистр ветеран боев с Белыми субмаринами, которые еще тот противничек...И такой ветеран уже не разбирает кто перед его танком - пацан с фаустпатроном, у которого дрожат руки, который с десяти шагов и в слона не попадет, или ваффен-сс с двумя нашивками за ранение и магнитной миной в руках, который и в сторону успеет отпрыгнуть и мину в аккурат на крышу моторного отделения танка зашвырнет. В общем образы там сильные, яркие и мощные.

Первая сцена действия излучателей, ну ак же здорово там было у Стругацких, которые вовсе не лишены своеобразного чувства юмора - когда Гай, Максим, и капрал, которого Гай считает тыловой крысой, терпеть не может, и вообще... "ловят" излучение и постепенно мысли Гая начинают течь в ключе, пойду я в бой...что наш старый добрый капрал..с которым мы грудью встанем на защиту страны, которого я лично если что закрою от пули, и мы смешаем всех врагов с пылью..и по нарастающей..А Максим с удивлением смотрит на это все и ни фига не понимает. Один из лучших моментов. А сигареты? А типчик, который не смотрел в глаза, краснел, подмигивал, и вообще выглядел как чистейшей воды шпион, как он бледно реализован в фильме? Нет, я понимаю, что Пятый элемент вещь достойная подражания, но вещь Стругацких настолько мощна, самобытна, и настолько по нынешним временам "крамольна" для того же Запада..люди не занимаются активным потребительством а представьте себе ищут приключений в космосе или занимаются наукой!, что ни один режиссер не взялся бы поставить это, а если бы и взялся, получилось бы попыткакак у Содерберга с "Солярисом", и про которую попытку один критик метко заметил "мышь не может родить гору". Тарковский и то сделал собственную "версию" событий, а не фильм который могут посмотреть все и восхититься красотой авторского замысла.

Что уж тут сильно критиковать нынешний фильм "для юношества". Экраинизируйте "1984" Оруэлла в лирическо-романтический боевик с элементами НФ и посмотрим что у вас получится. Так что придираться имеет смысл только к частностям, потому что данный фильм стоит рассматривать как первую, и будем надеяться не последнюю попытку экранизации, как адаптицию сильного произведения под "Приключения Электроника", и не более того.

На этой оптимистической ноте позвольте закончить, всего доброго)

Отличный коммент голосуй Плохой коммент
Ролики в разделе "Фантастика":
Проект Адам Русский тизер
» Тизер
» Трейлер
» Русский пролог
Падение Луны Подкаст «Мы ругаем»
» Лего-пародия
» Отрывок 4
» Отрывок 3
» Отрывок 2
» О съёмках
» Отрывок
» Русский трейлер
» Трейлер
 
Я краснею О съёмках
Морбиус О съёмках
» Отрывок 3
Игра теней Русский TV-ролик 2
Лулу и Бриггс Русский минутный трейлер
Игра теней Обращение Лайама Нисона
Я краснею Ролик о русской озвучке
Базз Лайтер Русский трейлер
Лулу и Бриггс О съёмках 3
Элвис Русский трейлер
» Трейлер
Смерть на Ниле Русский ролик о съёмках 3
» Русский ролик о съёмках 2

все трейлеры
Жанры: комедии кинокомиксы фантастика ужасы мюзиклы
приключения криминальные мелодрамы боевики драмы спортивные
катастрофа исторические детские военные фантазия детективы

"Обитаемый остров 2: схватка"
"Ночной Дозор"
"Терминатор 4: Да придёт спаситель"

 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама