Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Обитаемый остров

Отзывы: Оставить свой



147pua 06.01.2009, 00:28 #
Ужасы нашего городка

По сложившейся уже традиции с первого января нового года во всех кинотеатрах страны новый супермега блокбастер “нашего советского” производства. Кажется, вроде должны привыкнуть, однако особенность новинки состоит в том, что это все-таки “Обитаемый остров”, экранизация одноименного фантастического романа не кого бы то ни было, а самих братьев Стругацких, снятая Федором Бондарчуком, который так или иначе, но уже зарекомендовал себя в качестве постановщика дорогого масштабного и амбициозного кино. От сюда же и опасения о том, поднимут ли создатели столь непростой для экранизации материал, не сведут ли при этом до уровня пригламуренного глупого боевичка, смогут ли красиво снять и подать так, чтобы и многочисленные любители классиков русской фантастики остались довольны и обычные зрители бы проникли. Увы, первые опасения начали закрадываться уже с выходом первых промо роликов…


Однако достаточно неожиданно вышло так, что кино удалось в тех местах, где не ждали и не удалось там, где провал вроде был меньше всего ожидаем. Причем все светлое, что хочется отметить собрано в первой половине фильма. И все было бы хорошо, причем настолько, что я был уже готов поверить в то, что “Обитаемый остров” таки окажется лучшим российским фильмом-блокбастером в нашей новой истории, но, увы, ко второй половине тучи начали неумолимо сгущаться.


Наиболее удачной оказалась именно первая треть фильм, наверное, потому, что в ней практически ничего не происходит, точнее, происходит, но исключительно ради знакомства с миром, в котором терпит крушение корабль заболтавшегося по межзвездной связи белокурого землянина. Пока идет исключительно демонстрация всех прелестей полуфашистского, грязного, отвратительного Саракша со всеми этими куклами с ирокезами, иступленными песнями боевой гвардии etc. все более чем замечательно. У Бондарчука явно получается живописать такой вот мрачный трэшовый вывернутый наизнанку исказившийся мир недружелюбной планеты, погрязшей в собственных пороках. Не вижу ничего особо ужасного и в общей стилистике, в которой перед нами предстает этот мир. Да, все очень вычурно, аляповато, да, возможно, где-то неправдоподобно и слишком искусственно. Но не стоит забывать, что перед нами все-таки фантастика, в которой жизнеспособность конкретной модели стрелкового оружия отдельного рядового боевой гвардии не ставится во главу угла (ну так и быть, простим уж создателям розовый танк), а работает скорее на создание своего стиля, стиля самобытной инопланетной цивилизации, а потому законы логики могут здесь давать кое-где и сбои. Не это важно. А важно то, что у Бондарчука получилось-таки создать фантастический мир планеты Саракш и противопоставить этот выдуманный искаженный мир нашему с вами, потому что все равно, как ни крути, а он лишь его искаженное отражение.


Так что в этой связи большой неожиданностью получается то, чего как раз после первых роликов “Обитаемого острова” ждали меньше всего. Выбор на роль Максима Каммерера актера Василия Степанова есть более чем осмысленный и даже удачный ход. Эти светлые развивающиеся кудри, эта белая, обнажающая все прелести накачанного мужского тела маячка и эта, в конце концов, постоянная идиотская улыбка, все это настолько контрастирует с серостью и злобой Саракша, что вера в счастливое “коммунистическое” будущее Земли становится более чем осязаемой, а сам Максим является единственным светлым пятном во мраке Саракша, за которого по идее и должен ухватиться зритель. Хороши в целом и остальные актеры, среди которых особенно хочется отметить Петра Федорова прекрасно исполнившего роль Гая.


Однако, на нерадостную, недружелюбную планету мы уже попали и даже с ней более близко познакомились, надо бы и сюжет начинать дальше двигать. И вот тут у фильма начинаются проблемы. Скажу банальность, но чем отличается книга от фильма? Тем, что на два часа экранного времени приходится несколько сотен страниц текста, и чтобы уместить все содержание литературного источника в фильм, при этом не растеряв ничего по пути, нужно очень сильно постараться. Если для придания необходимой мотивации героям и их поступкам у Стругацких уходит десятки страниц, то Бондарчук вынужден довольствоваться от силы парой тройкой эпизодов, после которых нужно неизбежно двигаться дальше. Вот и получается, что, начиная с момента вступления Максима в ряды доблестной боевой гвардии, сюжет начинает нестись по главным сюжетообразующим моментам книги, что не самым лучшим образом влияет на само повествование и его увлекательность. Именно из-за этого героям нередко приходится потом словесно объяснять свои предыдущие действия, хотя в идеале авторы должны были создать такую структуру фильма, чтобы зритель понимал все и без лишних слов через должным образом построенные сценаристами и режиссером образы, сцены и видеоряд. Так, например, вся террористическая деятельность Максима была урезана аж до 2 эпизодов: вступления в ряды повстанцев и выхода из их рядов, что, естественно, не может не сказаться на восприятии всего сюжета в целом


Таким образом, произошло нечто парадоксальное, авторам даже при разделении фильма на две части (что уже само по себе является достаточно большим минусом) не хватило хронометража. Выбранное почти дословное воспроизведение Бондарчуком книги похвально, однако вышло боком. Не зря же дословная экранизация считается либо почти невыполнимой задачей, либо требующей недюжего таланта. А в погоне за ней у “Обитаемого острова” утрачена и динамика, и сюжетная самостоятельность, и интерес зрителя. Либо тогда уж стоило более избирательно и тоньше относится к самому материалу, так например, сцена с крепостью и голованами в контексте первой части фильма является абсолютно, на мой взгляд, лишней.


Ну и еще одна серьезная проблема фильма, которая также проступает ближе к середине фильма, это выбранный авторами картины способ подачи материала. Бондарчук, стремясь живописать все ужасы местного тоталитаризма, слишком уж переборщил с трэшем. По количеству грязи, мрака и других подобных художественных прелестей фильм переплюнул все, что только можно (ведь даже тот же “Парфюмер” Тыквера, где всякая грязь была более уместна, был выполнен в более щадящем для зрителя ключе). Так что на выходе, вышло 2 с лишним часа депрессивного, гнетущего и просто неприятного действа, выдержать которое способен не каждый рядовой кинозритель, а тем более не каждый захочет повторить его. Так что весьма неоднозначным выглядит выпуск данного фильма в новогодние праздники (а что делать бюджет то надо отбивать), когда люди отдыхают, веселятся, хотят пойти развлечься в кино, и, не дай бог, они не будут иметь представления о том, что для них приготовлено на сеансе “Обитаемого острова”.


Видно, что и авторы, осознавая данную чрезмерную мрачность, стремились развеять ее усиленной романтической линией между Максимом и Радой. Но и тут у них не все вышло гладко. Толи не совсем удачный выбор актрисы на роль Рады, играющей скорее формами нежели чем-либо иным, толи излишняя приторность, включающая все эти пафосные поцелуи на фоне неземных красот, толи недостаток мотивации сыграли свою роль, но любовная линия не только не разгоняет тучи мрака, но только усиливает общее раздражение.


В итоге же получается, что с середины фильма у зрителя, так или иначе, теряется интерес к фильму, а от постоянного гнетущего видеоряда лишь прогрессирует усталость. По выходу из кинозала я не слышал ни одного ярко выраженного положительного отзыва, максимум были вялые оправдательные. С подачи Бондарчука вышел у нас скорее такой арт-трэшевый фантастический фильм на тему ужасов местного тоталитаризма, но совсем не вышел массовый народный новогодний блокбастер, что собственно не есть плохо, но есть очень на любителя. Так что, видимо, все же “Обитаемый остров” по народной нелюбви постигнет участь близкая к “Волкодаву”, а по прокатным сборам близкая “Параграфу 78”, что увы и ах.

Отличный коммент голосуй Плохой коммент
Ролики в разделе "Фантастика":
Проект Адам Русский тизер
» Тизер
» Трейлер
» Русский пролог
Падение Луны Подкаст «Мы ругаем»
» Лего-пародия
» Отрывок 4
» Отрывок 3
» Отрывок 2
» О съёмках
» Отрывок
» Русский трейлер
» Трейлер
 
Я краснею О съёмках
Морбиус О съёмках
» Отрывок 3
Игра теней Русский TV-ролик 2
Лулу и Бриггс Русский минутный трейлер
Игра теней Обращение Лайама Нисона
Я краснею Ролик о русской озвучке
Базз Лайтер Русский трейлер
Лулу и Бриггс О съёмках 3
Элвис Русский трейлер
» Трейлер
Смерть на Ниле Русский ролик о съёмках 3
» Русский ролик о съёмках 2

все трейлеры
Жанры: комедии кинокомиксы фантастика ужасы мюзиклы
приключения криминальные мелодрамы боевики драмы спортивные
катастрофа исторические детские военные фантазия детективы

"Обитаемый остров 2: схватка"
"Терминатор 4: Да придёт спаситель"
"Ночной Дозор"

 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама