Цель номер один:Цель номер один: Если кто-то кое-где у нас порой«Цель номер один» (“Zero Dark Thirty”), 2012 После шумного оскаровского успеха (и скромнейшего проката) «Повелителя бури», Кэтрин Бигелоу по закону сиквела обязана была снять что-нибудь ещё, такое же военное, такое же напряжённое, только больше. Больше взрывов, больше вертолётов, больше суровых мужчин в хаки. Ну и больше денег, разумеется. Поэтому, когда следующим проектом могучей победительницы бывшего мужа и его синих человечков была объявлена история охоты за Усамой бин Ладеном, самым известным террористом всех времён, все знатоки тут же принялись потирать руки — ну теперь-то она даст триллерца, чтобы всё свернулось и развернулось. И Кэтрин Бигелоу даёт, не рассусоливая. Напомнив всем собравшимся, что случилось в злополучных Башнях-близнецах лаконичной аудионарезкой под чёрный экран, женщина-режиссёр швыряет героиню Джессики Честейн в камеру пыток и приступает к расследованию в своеобычном стиле почти документального реализма. Катар, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия, тайные тюрьмы ЦРУ в Восточной Европе, военные лагеря наёмников на подконтрольной США территории, бесконечные кадры с камер беспилотников и допросы, допросы, допросы. Погодите, мы же с них и начинали? Документальные истории вообще редко бывают кинематографичны, как бы того ни хотелось голливудским таксистам. Жизнь скучна и не вписывается в золотые стандарты американских киношкол. И история поисков знаменитого бородача — тому лишнее подтверждение. Десять лет безуспешных поисков — не слишком богатый материал для триллера. Нервы на пределе в течение десяти лет? Так не бывает. Поэтому титры с номером года на экране всё тикают, а Джессика Честейн по-прежнему, ничуть не изменившись внешне, со всё тем же страдательным выражением на лице идёт по всё тому же коридору. Поимка очередного «номера три» Аль-Каеды, допрос, пусто. Поимка, допрос, пусто. То есть, по сути, в надуманном американском скандале «а чой-то Бигелоу оправдывает пытки, а?», который, по всей видимости, будет стоить ей Оскара, изначально содержится больше триллера, чем во всей этой многолетней эпопее. Это Финчер в своё время из неудачной охоты на Зодиака сделал поколенческую драму, живописуя на экране целую эпоху, Бигелоу себе таких задач не ставит, даже не пытаясь изобразить хотя бы быт несчастных цереушных агентов, вынужденных годами прозябать чёрт знает где безо всякого смысла. Поэтому в беспалевных оправданиях многозвёздных американских генералов от инфантерии жизнь есть, а в хождении по коридорам какая жизнь, так, скука смертная. Даже патентованный бигеловский взрыв в новом фильме замыливается общим ощущением тоски и скуки, начисто проигрывая ломовому саспенсу открывающей сцены «Повелителя бури». Поэтому, пока Обама не пришёл к власти и не прикрыл безобразие, Бигелоу и предпочитает отсиживаться в пыточных (особенно забавно наблюдать, как годы идут, а допрос одного и того же алькаедовца всё продолжается), безо всякого, впрочем, результата. Да и сами пытки, ввиду той самой основанности на реальных событиях, по факту проигрывают в смысле накала и драматургии придуманным историям вроде фильма «Немыслимое», да в общем даже и новомодному сериалу «Родина». Противопоставление персонажей Джессики Честейн и Клер Дэйнс с самого начала напрашивается, причём не в пользу первой. Да, Дэйнс всё время отчаянно переигрывает, но у неё есть Саул и Броуди, чтобы оттенять и создавать конфликт. У Честейн по сценарию антагонист — бородатый призрак, которого даже с беспилотника не разглядеть. А это довольно хреновый партнёр по площадке. В итоге и без того излишне затянутая история, даже выходя на финишную прямую, нисколько не набирает в градусе. Честейн ничуть не изменившимся лицом бежит начальству и навроде Василия Иваныча объясняет там при помощи картошки и такой-то матери, что в злополучном доме есть дыра, а дыра — это нора, а нора — это кролик, а кролик — это отличная компания. Начальство от этого нахрапа дуреет и даёт приказ разнести эту халабуду вдребезги пополам. Уф, выдыхаем мы, вообще-то изначально предполагавшие, что большая часть фильма всё-таки будет посвящена именно этой финальной спецоперации, и занимаем места поудобнее. Щас бравые наёмники в тактических бородах и на чОрных вертолётах (таких секретных, что учёным о них знать не положено) сковырнут эту террористическую коросту с лица земли, чтобы в конце утопить тело покойного в Красном море. Но градус фильма снова не поднимается ни на йоту. Нас развлекают вставными, но не относящимися к делу аттракционами с «падением чёрного ястреба», долго переругиваются в матюгальник с любопытными до потери последнего чувства самосохранения местными пакистанцами, кричат друг другу «проходчик!» и устраивают мини-аркаду «видишь Бин Ладена? а он есть!» Причём всё это, как и весь остальной фильм, минимум в полтора раза длиннее, чем следовало. В итоге, когда все непричастные награждены, а все невиновные наказаны, фильм скорее вызывает недоумение, а было из-за чего огород городить? Где тут вообще какие-то заделы на «лучший фильм года» и уж тем более на «лучший оригинальный сценарий»? Что тут лучшего и оригинального, если всё это уже не раз было и было лучше? Вот такое кино. Комментарий Никиты Комарова: Навострившись на «Повелителе бури» во взгляде на злободневные сюжеты через призму документального реализма, Бигелоу и Боул стали идеальными людьми для того, чтобы первыми перенести на экран такую главу современной истории, как последовавшая за 11 сентября охота на Усаму бин Ладена. Пересказ ими этих событий настолько далёк от пафосного «патриотического блокбастера», насколько это вообще возможно — авторы не только беспощадно лишают кадр любого голливудского гламура, но фактически провоцируют зрителя, заставляя персонажей две трети хронометража отчаянно искать не самого Усаму, а его курьера. Не делая никаких открытых суждений и заявлений, Бигелоу выступает здесь мастером молчаливой, хладнокровной демонстрации, после которой можно свободно делать выводы — так, мирный разговор Кларка и Честейн с заключённым после 20 минут пыток сквозь формально беспристрастный объектив выглядит почти извращённо, а минутное превращение истязателя в офисную крысу заставляет до конца фильма поглядывать на всех этих людей с мыслью, у кого из них могло быть аналогичное прошлое. Если же сделать шаг назад и бросить взгляд на общую картину, как на один из тех гигантских мониторов, то перед нами — одна большая демонстрация того, что именно собой представляют «современные военные действия». В случае охоты на бывшего террориста номер один — это десятилетняя сага заброшенных складов, пыльных офисов, серых кабинетов и выжженных солнцем улиц, как обстановки, в которой потрёпанные люди с усталыми глазами методично подбирают наводку за наводкой, раз за разом заходя в тупик, мучительно сдавливая внутри практически все эмоции и лишая себя всяких надежд на нормальную жизнь. И это не всё, ведь в конце концов, самым жестоким и трагичным образом, они не способны получить удовлетворение даже тогда, когда добились своей изначальной цели. Регулярно подходя к этому на протяжении первых двух часов фильма, в финальной сцене Честейн окончательно раздваивается и изображает не только Майю, но и Америку, и ни та, ни другая не чувствует триумфа. Обе они десять лет страдали от одержимости, закончившейся для первой осознанием того, что теперь в её жизни ровным счётом ничего и никого не осталось, а для второй — того, что 12 сентября, затянувшееся так надолго, не закончилось до сих пор, и теперь вряд ли закончится вообще. И потому ответом на вопрос «куда теперь?» только и могут быть слёзы доселе незнакомой, ужасающей неопределённости. Мёртвый бородатый человек в мешке смеётся последним.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/02/23/zerodarkthirty.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Написать автору статьи
Рецензии в рубрике "ДЕТЕКТИВ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|