Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Двухтысячные годы кино: выпуск первый, 2000-2002

Роман КОРНЕЕВ, 24 января 2010

Завершилась целая эпоха в кино — «жирные нулевые». Как далеко мы ушли за прошедшие годы от «гремящих девяностых» до «кризисных десятых», какие жанры родились, а какие умерли за прошедшее десятилетие, кто стал новым лицом кинематографа, а кто, наоборот, утратил былую популярность. История мирового и отечественного кинематографа в именах и названиях, часть первая посвящёна годам, когда ещё толком не было российского проката, да и Кинокадр ещё не был создан.

2000

Красота по-американски

Далёкий уже двухтысячный, последний год уходящего тысячелетия, начинался в российском прокате мирно и спокойно. «Красоте по-американски», получившей в начале года «Оскара» за лучший фильм, ещё предстояло несколько лет провисеть на афише «Киноцентра на Красной Пресне», тогда ещё не изгнавшего многострадальный «Музей кино», уже вполне сформировавшийся рунет гудел, обсуждая только что запираченную «Матрицу», а между тем подспудно уже возникал будущий предмет борьбы голливудских мейджоров и отечественных продюсеров — российская кинокасса, которая составила по итогам года революционные $35 млн. Впрочем, российским фильмам по-прежнему светили хоть какие-то деньги лишь на тэвэ.

Тем не менее, именно в этом году вышел первый в полноценном смысле этого слова российский коммерческий проект «Брат 2» (миллион сборов), дальнейшая же история режиссёра Балабанова и продюсера Сельянова во многом будет повторять все страсти вокруг становления нашего кинобиза, слезшего, наконец, с телевизионной иглы (тем не менее, например Рогожкин покуда продолжает снимать свои «Особенности» именно для телевидения). В тот же год вышла первая отечественная «комедия нового типа» «ДМБ» (в дальнейшем намечавшийся франчайз не удался, телевизионные сиквелы были унылы), одновременно выход рязановского фильма «Старые клячи» окончательно закрыл тему «старого кино».

Гладиатор

За океаном же кипит жизнь. 2000 год становится годом повторного рождения жанра эпиков — блокбастер Ридли Скотта «Гладиатор» с Расселом Кроу делает последнего суперзвездой, и обеспечивает обоих совместными планами на десятилетие вперёд. Жанру же предстоит тяжёлая история под ручку со Скоттом и не только, разве что в итоге классический эпик преобразится до неузнаваемости благодаря всё более слабым сборам и фильму «300 спартанцев».

Среди прочих высокобюджетников «Идеальный шторм» по-прежнему неумело пытается изобразить из Джорджа Клуни звезду блокбастера, но Коэны в своём «О где же ты, брат?» уже отыскали ему нужное амплуа крутого обаяшки (три года спустя у них будет ещё один совместный проект — «Невыносимая жестокость»).

В режиссёрком стане с переменным успехом продвигается карьера будущих столпов. Британец-артхаусник Дэнни Бойл совершает свою первую попытку штурма голливудских высот. Видовой триллер «Пляж» с по-прежнему считающимся в народе «звездой Титаника» Леонардо ди Каприо особой популярностью не пользуется, хотя обретает своих ценителей.

Люди-икс

Другой новичок высшей лиги Стивен Содерберг берётся за модную тему наркодилеров и выпускает криминальную драму «Трафик» с Бенисио дель Торо, итог — коммерческий и зрительский успех, четыре «Оскара», включая лучшую режиссуру, сценарий и лучшую роль второго плана для дель Торо. Наконец Кристофер Нолан снимает культовую в киноманской среде картину «Мементо», не получившую ни одно значимой статуэтки, зато занимающую сейчас 26 строчку в рейтинге IMDb. До перезапуска бэтманианы остаётся целых пять лет.

Фантастический блокбастер «Шестой день» своим провалом фактически завершает карьеру Арнольда Шварценеггера, успешным же оказываются кинокомикс новой формации, пришедший вослед умершему франчайзу про Бэтмена: «Люди-Икс» послужили началом моде на по-настоящему массированные спецэффекты, а также дали нам имена Хью Джекмана, Холли Берри и Йена Маккелена в качестве суперзвёзд (оправдали доверие — лишь двое из них), а также представили режиссёра Брайана Сингера в качестве первого настоящего долгоиграющего блокбастеростроителя нового типа (из братьев Вачовски таких не вышло по независящим от них причинам).

А вот жанр шпионского боевика уже нащупывает своё будущее — выход второй части «Миссии: Невыполнимой» пока лишь открывает дорогу другим франчайзам (хотя будет и третья часть), одновременно эпоха не только «боевиков девяностых», но и затяжной бондианы уже стремительно уходит.

Реквием по мечте

Прорыв в новое тысячелетие отмечают комедии — «Знакомство с родителями» знаменует грядущий успех Бена Стиллера и Ко, а также в целом комедий рейтинга R (ранее таковые ограничивались поджанром пародий, хотя, да, чуть ранее были ещё «Американский пирог» и «Анализируй это» — 1999), а также в числе «пародий для взрослых подростков» появляется вослед окончательной смерти франчайза «Крик» такое знаковое кино как «Очень страшное кино» братьев Уэйансов. «Негритянская пародия» с переменным успехом просуществует до конца двухтысячных, породив и признанные шедевры вроде «Не грози южному централу», и окончательный шлак вроде «Киносвидания».

С участием одного из братьев — Марлона — по счастливому совпадению выйдет ещё один знаковый фильм 2000 года: «Реквием по мечте» Даррена Аронофски. Вместе с Дэнни Бойлом и его более ранним «На игле» этот фильм войдёт в золотой фонд мировой киноклассики, а заодно обеспечит режиссёру схожую судьбу «коммерческого артхаусника» со своими взлётами и провалами. Ещё одно околоартхаусное явление года — «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, который впервые поставил камеру на штатив (во время песен Бьёрк) и тем самым тут же оказался понятен более чем трём зрителям, навеки став в мире главным по наступанию на любимые мозоли, все «нулевые» так и пройдут под флагом его разнообразных штудий.

Большой куш

Параллельно жанр психологического ужастика продолжает разрабатывать хитрый индус М. Найт Шьямалан, заработавший себе имя фильмом «Шестое чувство». Теперь настало время своеобразного издевательского культурологического комикс-исследования «Неуязвимый», далее в 2002 году выйдут «Знаки» (про инопланетян и кукурузу). Шьямалан на протяжении двухтысячных так и будет снимать фильм за фильмом, неспешно теряя рейтинги, сборы и популярность, пока в итоге не возьмётся снимать полнометражную анимэ-экранизацию про Аанга, «Последнего мага воздуха». Впрочем, мы ещё вернёмся к этому режиссёру в других выпусках нашего обзора.

В Туманном Альбионе выходит в прокат второй из классических фильмов Гая Ритчи «Большой куш» — теперь с Брэдом Питтом в роли специально приглашённой звезды, на волне успеха Ритчи прочат славу в Голливуде, но он женится на Мадонне, снимает c ней унылый фильм «Унесённые», и лишь потом начинает потихоньку реабилитироваться и даже уедет в Голливуд.

Ну и наконец в жанровом кино успешно стартует первый хоррор-франчайз двухтысячных «Пункт назначения» (всего будет 4 части, включая триде, о котором в 2000ом никто и не думал, на чём лавочку и закроют под рекордные сборы), а также выходит в широкий мировой прокат первый китайский эпик за авторством будущего горбатостроителя Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».

По итогам же года «Оскара» за лучший фильм получил «Гладиатор» (всего 5 статуэток).

начало статьи » 2 3 4 читать дальше »

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/01/24/2000-2002.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Написать автору статьи
Псевдоним
Тема
Сообщение:
 
Пропущенные фильмы: британские драмы


Пропущенные фильмы: британские драмы

редакция Кинокадра

Британское кино — это целый отдельный мир, уютно устроившийся под боком у Голливуда. Тут куются кадры для будущих оскароносцев и снимаются состоявшиея голливудские звёзды, здесь, благодаря отсутствию языкового барьера, сформировались самые выгодные для артхаусников любого типа условия для доступа на широкие кинорынки. Пятый выпуск нашей рубрики «Пропущенные фильмы» посвящён британским драмам — жанру особому, полному своей непередаваемой атмосферы и обладающему самобытным шармом.

Отзывы: [4]


Книга Илая: Страна слепых


«Книга Илая»:
Страна слепых

Роман КОРНЕЕВ

«Возможность думать» она вообще дорогого стоит, ибо современное кино таковую предоставляет редко, а тут подряд что ни нэфэ-трэшак, то воля для рефлексии. Почему главное именно это? Потому что готовую мораль нынче раздают ложками. В данном же случае авторам достаточно идеи, конструктора, из которого можно собрать что-нибудь на свой вкус, потом только затонируй, смонтируй пару экшн-сцен и выпускай в народ. Слепые мессии уже бредут по дороге, только они ещё сами не знают, куда именно. Отзывы: [29]


Мне бы в небо: Хорошо летит


«Мне бы в небо»:
Хорошо летит

Роман КУЛАНИН

Рейтман настолько идеально изучил летательный материал своего будущего фильма, что когда тот очутился на пленке — почувствовать его, как и воздух, оказалось почти невозможно. Вроде бы всё предельно ясно и понятно, но, как только пытаешься схватить некую суть, она ловко ускользает от ненужных объятий. Есть здесь и традиционная офисно-клерковская драма, и циничная комедия о человеке, который приспосабливается к условиям лучше, чем остальные, и мелодрама для тех, кому за 30. Отзывы: [8]


Воины света: Судьба вампира


«Воины света»:
Судьба вампира

Олег ДЕНЕЖКА

Перед нами, наверное, первый научно-фантастический, если не сказать научно-медицинский фильм про вампиров. Никакой вам мистики, никакой религии, полное отсутствие в кадре распятий и святой воды. Режиссёры хотели поразить зрителя необычностью жанра, завернув привычный вампирский триллер в сайенс-упаковку. Чем-то фильм братьев Спириг перекликается с прошлогодним «Районом 9». И тут, и там социальная сатира и игра «переверни всё с ног на голову», только вместо людей вампиры, а вместо пришельцев люди. Отзывы: [9]


Премьеры 2010: «Железный человек 2», «Сумерки 3», «История игрушек 3»


Премьеры 2010: «Железный человек 2», «Сумерки 3», «История игрушек 3»

Роман КОРНЕЕВ

Новый год — традиционное время не только для подведения итогов, но и для обнародования грандиозных планов на год - сезон предстоит весьма богатый на ожидаемые фильмы, а особенно, на этот раз, кинокомиксы всех мастей. Как это обычно у нас бывает, первые сколь угодно значимые премьеры начинают потихоньку выползать из-под ёлочки лишь к середине января, относительно же плотно прокат к настоящему моменту заполнен по апрель максимум, дальше идёт лишь роспись блокбастерных слотов, едва разбавленная прочими фильмами.

Отзывы: [4]


Принцесса и лягушка: Поцелуй навылет


Принцесса и лягушка:
Поцелуй навылет

Надежда ЗАВАРОВА

Сегодня рисованная анимация кажется музейным экспонатом выставки, посвящённой памяти великого Диснея. Интересно пройтись по залам и рассмотреть экспозицию. Везде узнаваемые и этим милые образы, отовсюду смотрят на нас знакомые персонажи — золотая пыль былой диснеевской славы окутала их, отчего все эти говорящие звери и мечтательные люди иногда чихают, застенчиво бросая на посетителей извиняющийся взгляд, а мы, умиляясь про себя, продолжаем путешествие по винтажной сказке. Отзывы: [19]



 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама