Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Фонтан:

Фонтан: Через тернии к звёздам

Роман КОРНЕЕВ, 4 марта 2007
Фонтан: Через тернии к звёздам


«Фонтан»:
Через тернии к звёздам

Роман КОРНЕЕВ

Фильм представлялся историей почти мистической, о трёх парах, живущих в разное время и в некотором невербализуемом смысле «живущих вечно». Хью Джекман и Рэйчел Уайз в виде людей из прошлого, настоящего и будущего, напрашивались на Историю с большой буквы. Однако Аронофски пошёл совсем другим путём. Практически купировав историю будущего, а также превратив историю прошлого в «роман без последней главы», режиссёр акцентировал своё внимание на единственной полноценно-сюжетной, современной части трилогии. Отзывы: [27]


Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Отзывы

16KoAN #

Начнем-с, пожалуй, по порядку.

Ну, во-первых, я допускаю, что большинству людей удобно все делить на черное и белое, ибо так намного легче приткнуться и на этом успокоиться; но у меня есть убедительная просьба к глубоко уважаемым читателям, не выдвигать с судейской вышки абсурдные теории «в противовес Корнееву» и требовать от меня доказательства обратного. Во-вторых, не стоит воспринимать мое мнение, как некого отщепенца, ибо не фиг заниматься ерундой. В-третьих, не знаю, как мерещится большинству, но на самом деле я привык комментить лишь те рецензии Романа, в которых, на мой взгляд, случился диссонансик, а народ все равно повелся и скушал за милую душу, даже не поморщившись. Теперь, надеюсь, вполне можно понять и мое желание «просто поговорить»?

Но вернемся к «Фонтану». О нем можно говорить лишь в двух различных значениях: в одном – постоянно обсасывать фильм в ужасном аспекте этих занудных кино-определений (режиссер, актеры и т.п.) и к концу подвести финальную бухгалтерию, тем самым обесценив фильм и превратив его в откровенный фарс. Или во втором – захотеть узнать больше, попытаться раскрыть замысел Аронофски, его главную идею, закодированную в строчках сценария, зашифрованную в метафорах, спрятанную в бесконечных аллюзиях, но в данном случае нам не обойтись без спойлеров.

Учитывая, что Роман тему «гимнастики на фоне звезд» уже нам раскрыл, первый вариант я отметаю как несостоятельный. Есть возражения? Далее, предлагаю не смотревшим фильм - не читать мой обзор. Хотя в данном случае основная линия сюжета со смертью достаточно проста и прогнозируема еще со времен проспойлерного трейлера. В общем, судите сами.

***

Прошлое - целиком события в книге «без последней главы», которую пишет Иззи, углубляясь в историю индейцев майя (обратите внимание на картину с изображением пирамиды в ее комнате). И, конечно же, героев своего романа она срисовывает со своей собственной жизни. Но Иззи постепенно теряет восприятие окружающего мира (не чувствует ни холода, ни тепла), и все что у нее остается - атмосфера ледяного равнодушия Тома, который от одной лишь мысли, что может ее потерять, приходит в отчаяние - и сам того не ведая все дальше и дальше от нее отдаляется. Посему перо и чернила - это символ-напоминание и страх героини Рейчел Вайз потерять последнее чувство, т.е. любовь. Почему прошлое развивается именно в 1500? А потому-шта это Новый Свет – бесконечный поиск «на краю мира» источника вечной жизни первооткрывателями времен Колумба, а также «охотниками за вымыслом» (вторых как раз и олицетворяет конкистадор Джекмана). Попробуйте забить фамилию испанца «Понсе де Леона» в Гугле и получите ссылок до ядреной фени на его увлекательную легенду.

По поводу RE-кадров. Короче, как бы написал классик, это «начало конца». Великолепный раскрывающий всю мощь человеческого эгоизма, порожденного одержимостью, диалог между Джекманом и Вайз, который по напряжению и смысловой нагрузке не имеет себе равных в мировом кинематографе. Это нечто. Джекман, сам того не ведая, злится на Иззи, и каждый раз вместо того, чтобы просто погулять с ней, он идет в «операционную» – и хотя в тот день произошел прорыв, он теряет обручальное кольцо – последнюю невидимую нить в их запутанных отношениях.

Далее. Как говорит одна моя знакомая, «прикол фильма в том…» Прикол фильма в том, что они изобрели бессмертие в 2000 году, но только слишком поздно. Отсюда делаем вывод, что будущее – развитие настоящего, разве никто этого не заметил? «Лысый астронавт» Джекман летит в огромном пузыре с Деревом Жизни на борту и погружается в золотистое облако вокруг умирающей звезды, о которой ему однажды прекрасным вечером (см. трейлер) поведала Иззи и рассказала, что душа после ее смерти окажется именно там. «Почему это реальность, а не шыза героя?» – спросите вы. А потому-шта нам первым же делом крупным планом показывают руку героя с татуировкой вместо кольца (вспомните, когда он ее себе сделал?). Тату же в себе несет мощнейший заряд – никакие концлагеря и пытки не могут сравниться с той всепоглощающей болью, которая следует после потери близкого человека и в буквальном смысле разрывает селезенку в лоскуты (эта сцена – вершина актерского мастерства).

Все эти события по ходу фильма, переплетаясь своими судьбами, собираются в стержень - башню человеческой глупости, эгоизма и тщеславия. Я уверен, что герой Джекмана в 2500 году осознает происходящее с ним и решает больше не сходить с ума. Только он как хозяин своей судьбы, видит ее целиком и ему удается отойти на расстояние: он влезает на Дерево Жизни и отделяется от пузыря, как бы вознося себя к высшей реальности, обретя эзотерические знания посредством выхода за пределы мира.

Именно в тот момент он дописывает «последнюю главу» (жрец с огненным мечом видит лысого астронавта) без хэппи-энда (агрессивная растительность поглощает его) – тем самым исправляет ошибки прошлого и переписывает настоящее. Мы вновь возвращаемся к RE-кадрам - до Тома наконец-то доходит, что не нужно искать лекарство, нужно просто погулять с Иззи, и он делает правильный выбор. В ответ она дарит плод каштана - символ целомудрия, заботы и мудрости; это добродетель, побеждающий все соблазны плоти, символизируемые шипами каштана: то бишь сильное оберегает и сохраняет слабое.

Да, это немного наивно и простовато, хотя реализовано технологией «живущей вечно» и посажено на батарейки сюрреалистического мира. Но к финалу «Фонтана» начинаешь вспоминать яркие события из своей жизни, и мысли начинают идти обратным ходом. Типа сначала освежаешь в памяти, как любимая девушка, собрав вещички и не сказав ни слова, ушла прошлым летом. Как за неделю до этого вместе строили мечты и надежды на будущее, как под покровом сумерек пробирался к ее квартире, чтоб не разбудить соседского пса, как дарил цветы и уж потом – как первый раз заприметил в толпе. «А ведь все так клево начиналось». И именно за эти нахлынувшие воспоминания, а также за последние фразы героев хочется поаплодировать Аронофски за то, что он не стал делать просто зрелище для глаз (хотя 300 в этом плане шикарны), а «нарисовал» густыми желтыми красками вечную картину для души и сердца.

И уж коли вы дочитали до этих строк, то наверняка успели посмотреть фильм, или просто любопытство перебороло? =))

… встретимся в Инете!

Комментарий Главвреда: Читал тут интервьюху Аронофски. Дело было так - снимали они семидесятимиллонный блокбастер. Прям по канону - три ветки, равноценные, фотнан, все дела. Но - проект закрыли нахрен. После того как на съёмки уже было потрачено 18 миллионов. Но Аронофски "ночь не спал, всё думал", и в итоге пошёл к большим боссам и сказал - ребзя, такое дело, дайте мне ещё 12 лямов, я вам фильм досниму, я же спец по малобюджеткам - реквием и пи заснял за копейки, всё будет круто, кампьютерных эффектов вообще не надо, у меня есть знакомый, который фотографирует колонии мигроогранизмов и звёздные туманности. Сделаем фоном, будет дашибись. "Опять же, уплочено" (с). Так и появился на свет тот "Фонтан", который мы видели - из скомпилированного материала, снятого для другого фильма. Вопросы, я думаю, резко отпадают. Кстати, вначале, по заверениям, в проекте предполагались Брэд Питт и Кейт Бланшетт (ничо не напоминает?), но сошлись на Россомахе и супруге режиссёра. Я сегодня предельно циничен. Всех с наступающим Днём космонавтики, мой профессиональный праздник.

Отличный коммент голосуй Плохой коммент
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >



ежедневно
раз в неделю
      


 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама