Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Меченосец:

Меченосец: Бойцовая рыбка

Роман КОРНЕЕВ, 15 октября 2006
Меченосец: Бойцовая рыбка


«Меченосец»:
Бойцовая рыбка

Роман КОРНЕЕВ

В то время как мир, наигравшись, сворачивает программу «важен оператор, остальное приложится», Филипп Янковский не делает ни единого шага навстречу зрителю, не пытается подвести логику, рассказать историю, он показывает набор картинок, кивая на фэнтэзийную составляющую как замену осмысленности. Да, красиво, да, спецэффекты, экшн-сцены, да, кадры, пролёты камерой, декорации, да, любимый трэшак в кадре. Нет, чего-то цельного из этого не вышло. Так красота становится гламуром, а то и просто кичем. Отзывы: [36]


Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Отзывы

36Lampochka 16.07.2012, 16:42 #
РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ ФИЛИППА ЯНКОВСКОГО "МЕЧЕНОСЕЦ"

Узреть ангела


Интересно, какова бы была жизнь ангела с миссией карать зло, наделённого мечом-карающим, если бы он оказался не невидимым существом, гуляющим между небом и землей, не энергетической субстанцией с некой идеей или функцией, а реальным человеком, вынужденным жить на земле, как Александр Стрельцов?

Есть на земле люди, на которых наложена определенная миссия. Когда наступает момент реализации этой миссии, то свобода воли у человека отнимается и он, не владея собой, говорит " Я должен " и идет даже в огонь. В этот момент он просто инструмент Божественной миссии, у него Божественные силы, Божественные возможности, Божественные цели. А если эта миссия - карать зло?

Вот видит Александр Стрельцов перед собой подлецов, сволочей, убийц, насильников, которых действительно стоит порубать на куски, чтобы землю не засоряли, род человеческий не портили и не позорили, добрых людей не мучили, и накрывает его необузданная - Божественная ярость, которая не отпустит его, пока он их всех не порубает.

А какому же человеку можно было бы доверить такую миссию? Ведь земная жизнь ох как развращает. Дай человеку оружие, деньги, власть и он легко может превратиться в убийцу...

Вот и видим мы в фильме перед собой человека чистого (ничего себе не берёт), мягкого (голуби на крыше не боятся), доброго (натренированные сторожевые собаки своего хозяина на Сашу меняют, не глядя на то, что он их хозяина убивает), бессребреника (деньги к нему в руки идут, но не прилипают), который страшно мучается от миссии, которую на него наложили, которая ему всю жизнь испортила. Как загнанный зверь скитается - матери жизнь портить не хочет, от всех бежит. Все за ним гоняются - и мафия, и милиция. Ни дома, ни семьи, ни друзей, ни работы. Всё ему этот страшный меч, из руки вырастающий, обрубает. А он от него ну никак избавиться не может: и под трамвай кладет и топором рубит... Никуда не сбежать, никуда не деться.

И тянется за ним кровавый след заколотых и порубанных на куски сволочей, и гонят его, как дикого зверя.

Краткие минуты спокойствия, счастья и любви с Катей и снова всё оборачивается кровавым бегом. Не будет на Земле такому Белому-ангелу-меченосцу покоя, отдыха и счастья. Только вечный бой с Черными-ангелами-зла. Гармонию в мире между светлыми и тёмными силами надо поддерживать, не дать миру черным стать.

Тяжкий бой, тяжёлая ноша, непосильная плата. Не приведи Господь такую чашу испить. Вот после такого фильма и поймешь Христово моление о чаше: "Господи! Пронеси мимо..."

Когда я первый раз посмотрела фильм, я очень остро прочувствовала Катю. Какая великолепная актриса Чулпан Хаматова! Только в последнюю минуту жизни Катя, увидев Божественные силы и возможности Саши, поняла, что перед ней не убийца, а ангел и с улыбкой счастья на лице, успокоенная и просветлённая умерла.

Поэтому я и захотела написать этот отзыв и назвать его "Узреть ангела" и поблагодарить Филиппа Янковского за этот крайне редкий, пронзительный, бесподобный фильм, сделанный к тому же в изумительных коричнево-золотых тонах. Но чем больше я думала о фильме, тем большее количество ангелов в нём я находила, так что, в конце концов, мне бы хотелось назвать этот отзыв: "Ангелы фильма "Меченосец". А их там оказалось ой как много...

"Огласите весь список, пожалуйста".

Да с большим удовольствием!

1. Мать Саши - ангел, видящий сердцем. После того, как она поняла, что сын убивает только сволочей и не по своей воле, она страшно переживает за сына, плачет и почти весь остаток фильма молчит. Какой матери захочется такой доли для сына. Её жизнь - тяжкий крест. Муж - подлец, второй муж - сволочь, сын - убийца, изгой.

2. Спецназовцы - ангелы-защитники. Каждый персонаж этого фильма, где-то, какой-то одной фразой декларирует свою жизненную цель. Командир спецназа говорит: "Если особо опасен для общества, то ... вызываешь нас...", и, как гончий пёс, идёт по следу Саши, как будто запах чует. А когда видит, что Саша - явление сверхъестественное и для его группы опасное, отдаёт приказ: "Уходим", так как бережёт своих людей.

3. Помощник следователя - Лёша – ангел-палочка-выручалочка. Громадная ангельская сила (вспомните, как он выбивает большую тяжёлую дверь), больной (всё равно работает), беспрекословно помогает следователю ("Чё делать то?"). Вспомните кадр, когда Сашу увозят в "воронке" из тюрьмы, и он проходит мимо следователя Рощина и Лёши. Я ещё вернусь к этому кадру, уж слишком он объёмен, но там, в стороне, стоит эта "сладкая парочка" - громадный, сильный Лёша рядом с маленьким, но умным следователем Рощиным. Внешне - гротеск, внутренне - симбиоз. Эта пара смотрится смешно, а кадр фильма в душу западает глубоко. Так мягко, ненавязчиво, не акцентируя внимания, Янковский прописывает всех своих малоразговорчивых героев. Снимаю шляпу перед интеллигентностью режиссёра.

И следователь Лёшу любит и бережёт. Вспомните, как он его спящего накрывает одеялом, как не пускает в вертолёт в последний, опасный, решающий момент.

4. Следователь Рощин. Я бы назвала его - ангел со связанными крыльями. Добрый человек, любящий своих детей (трое детей, знает игрушки своей дочери), мудрый, всё время себе вопросы задает ("Почему он вас не тронул?"), а выводы делать не спешит, храбрый (боевые шрамы на лице) и поставивший целью своей жизни подлецов ловить и наказывать. И долгу своему все силы отдающий, день и ночь работающий, чтобы все дети спокойно спали. Но жестко связанный в своей деятельности законодательством. Без доказательства виновности ни ни...

Как было "в сердцах" сказано в сериале про оперов: "Мы их ловим, а они отпускают! Мы их опять ловим, а они опять отпускают!.."

Ну, нет у Рощина чётких доказательств Сашиных преступлений, не ясна ему вся картина, слишком много неразрешённых вопросов, в голове - нестыковочка. То Саша не признается ("Они странные какие-то. Начали кричать, сами себя резать...") То непонятно, каким оружием совершено преступление. И, вообще, где оно оружие в тюремной камере? Ну никак он Сашину вину самому себе чётко доказать не может. Да ещё более мощные "чёрные силы" забирают у него Сашу. И стоят они в сторонке, когда Сашу в "воронок" ведут, эти два ангела - один большой и сильный, а второй - маленький, но умный с руками в карманах, как со связанными крыльями, и нечего в тот момент поделать не могут: ну нет доказательств... Только после шантажа ребёнком следователь имеет доказательство Сашиной "опасности для общества" и у него развязаны руки. Вот только тогда он и даёт приказ "стрелять на поражение", за который в конце фильма будет мучиться угрызениями совести.

А были бы у него доказательства Сашиной вины раньше, так Саша – юнец, ничем не занимающийся, ножичками и кинжалами интересующийся, всех, с кем встретится, режущий – под его карающий меч ох как угодил бы.

Уж очень велик соблазн использования оружия, закона и власти.

Он-то ведь "от мира сего". И власть использует (Саша в тюрьме, в клетке). Даже в последний момент, уже увидев Божественную силу, всё равно поднимает оружие на Сашу, но останавливается.

Я считаю, что самый большой духовный рост в этом фильме переживает именно он. Он меньше всех героев фильма готов к чудесам, больше всех аллергию на подлецов и убийц имеет по роду своей деятельности, т.е. больше всех способен ошибку совершить и Сашу за негодяя принять.

А вот ведь не смотрит из вертолёта, загнав Сашу в угол, с удовольствием. Смотрит бесстрастно. Всё время думает. Так, что даже видно, как шарики в голове у него ворочаются. Всё время вопросы себе задаёт. Полную ответственность за свои поступки на себя берёт. Понимает, что в смерти Кати он виноват, угрызениями совести в последнем кадре мучается.

А перед этим глаза протирает и пробегает по его лицу какая-то тень понимания ситуации. Тяжкий свой крест – очищать мир от сволочей оружием и законом с Сашиным тяжким неснимаемым крестом сравнивает. В его кожу влезает. Брата по оружию узрел. Потому и опускает пистолет. И понимает, что непоправимое сделал.

И ещё Филиппу Янковскому от меня большое спасибо за то, что заставил меня своим фильмом о поправимом и непоправимом подумать.

Но касается это больше другого персонажа фильма – Батюшки.

Вот ещё один ангел, да какой знатный, закачаешься.

5. Батюшка – ангел, видящий глазами. Самая любимая фраза этого персонажа – "Всё будет хорошо…" И к ней я ещё вернусь. Батюшка вообще очень мало говорит, только много смотрит. Но больше всего меня потрясло, как он, понимая, что Саша, разыскиваемый милицией, - убийца, с ним обнимается при прощании. Не глядя на возрастное различие, это объятие было как с равным. Братским и очень горячим. Почему?

Думаю, что из всех персонажей фильма, он больше всех готов понять и принять Сашино предназначение. Ведь Батюшкина цель в жизни – путём громадного терпения и объяснения чистить грязь в людских душах. Долго ждать, когда эта грязь уйдёт и поменяется на что-то светлое. Он может только надеяться что-то изменить в людских душах, но не может быть уверен в этом никогда.

Чистить грязь в душах людей – тяжелая работа, но там хотя бы есть какая-то надежда на исправление.

А Сашина работа – чистить грязь, которая исправлению не подлежит. Ну, невозможно это никакими средствами, кроме как мечом – карающим и на куски.

И Батюшка это понимает. И видим мы это в его фразе: "Катя в больнице… Её колют транквилизаторами. И там ей безопасней, чем с тобой…" А дальше идёт горячее братское объятие.

Воистину – братья по оружию. Только оружие разное.

Следователь Рощин в чудеса не верит. В разум, в закон – пожалуйста, а в чудеса – нет. Чтобы его логику с места сдвинуть, надо ему большое чудо показать, и он его получит в конце фильма (скошенные как трава деревья и вертолёт). А вот Батюшка в Бога верит. Чудесного спасения всех троих в автомобильной аварии ему достаточно, чтобы понять, что сейчас с ним происходит нечто Божественное. "Я абсолютно здоров!" – с громадной радостью произносит он, очнувшись в больнице. И это единственный момент в фильме, где сдержанный, почти всегда молчаливый Батюшка, несущий тяжкий крест борьбы со злом в душах людей, проявляет свои эмоции. Но это не просто радость от целости и невредимости. В его глазах экстаз, который можно ощутить, только столкнувшись с чудом.

Почему же он чаще всего в фильме произносит фразу: "Всё будет хорошо"? У нас ощущение, что мир катится к краху, в хаос, а он с непоколебимой уверенностью говорит: "Всё будет хорошо". Откуда у него эта уверенность? Что он такое знает об устройстве мира, что мы не знаем, а ему это придаёт непоколебимую уверенность, что всё будет хорошо? Только, если всё, что происходит мире – и хорошее и плохое, и возвышенное и ужасное, и поправимое и непоправимое, и любовь и война, и белое и черное – всё, просто абсолютно всё, работает "на ту же контору". Служит одной цели, подходит Творцу этого мира. Так мне видится.

6. Катя – просто ангел. Есть у женщин такая привилегия – понимать всё быстро, сердцем, напрямую, без логики. Чулпан Хаматова такая актриса, что много говорить не надо. Гениальна, и всё тут.

Судя по отзывам в интернете, 90% посмотревших фильм, плюются на него, 10% заметили романтическую линию этого фильма.

Но когда Саша спрашивает: "Как тебя зовут?", она отвечает: "Катя, конечно". И вот это "конечно" как-то многих покоробило. И тех, кому фильм понравился, и тех, кому нет. Уж как-то это "конечно" просто звучит, унижающе, снимает налёт романтичности для тех, кто считает этот фильм романтической историей в триллерском антураже. А тем, кому фильм не пришелся по душе, это "конечно" – лишь дополнительное доказательство, что Катя – ну, дура, и всё тут. И режиссер с ней вместе.

А я считаю, что режиссёр гениален, хотя бы только этим "конечно". Что для человека может быть слаще его имени? Мы всегда произносим его при знакомстве с глубоким внутренним самоуважением. Наше Эго так построено. Да кто ж говорит "в переводе на русский язык": "Моё имя значения не имеет. Суть дела не меняет. Уважать меня не нужно"? Только тот, чьё Эго полностью растворилось. В данном случае – растворилось в любви. Режет уши нашего Эго это "конечно".

И вообще: все герои фильма прописаны полутонами, простыми словами, скупыми красками. Только пейзаж необыкновенно красивый – коричнево-золотой. А все события острые, как удары Сашиного меча. И моё сердце этот меч пронзил.

Большое спасибо, Филипп. Долгих Вам лет жизни и больших творческих успехов.


С глубоким уважением,

Ваша Лена, конечно.

07.07.2012

Отличный коммент голосуй Плохой коммент
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >



ежедневно
раз в неделю
      


 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама