Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Мастер и Маргарита:

Мастер и Маргарита: Начало без конца

Ирина КОЗЕЛ, 25 декабря 2005
Мастер и Маргарита: Начало без конца


Мастер и Маргарита:
Начало без конца

Ирина КОЗЕЛ

Первое и главное разочарование — вместо полноценного фильма, с динамичностью действия, с художественным решением, с нормальным звуком, нам всё-таки показали телеспектакль. Средства большого кинематографа в картине, к сожалению, практически не задействованы. И первое, что в этом контексте бросилось в глаза — у фильма отсутствует авторская художественная концепция, какой все ждали, банально сравнивая эту работу с «Собачьим сердцем».

Отзывы: [91]


Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Отзывы

32Наталья Калинина #
В.В.Бортко с благодарностью за "Мастера и Маргариту"

Уважаемый Владимир Владимирович!

С большим интересом посмотрела 23 января Послесловие к "Мастеру и Маргарите". Было радостно от того, как вы дружно, все вместе дали отпор А. Кураеву, который всячески старается в своих работах и высказываниях придать этому произведению некий сатанинский оттенок.

На мой взгляд, хорошо, что фильм построен на принципе сохранения авторского текста, т.к., к сожалению, смысл этого романа пока для многих, включая и актеров, и самого режиссера, и зрителей, и критиков, все еще остается тайной за семью печатями. Мне кажется, проблема в том, что этот роман невозможно понять, находясь в рамках, как сказали бы ученые, христианской парадигмы. Для его понимания требуется принципиальное изменение угла зрения и самой концепции мировосприятия. Г.Юнг в свое время писал, что для того, чтобы понять состояние человека, необходимо знать его прошлое и хотя бы немного - будущее. Это же можно отнести и к состоянию общества того времени, которое описывает Булгаков. Если говорить о прошлом, то нужно начинать, по крайней мере, с Шопенгауэра, Ницше, потом перейти к "Тайной Доктрине" Е.П.Блаватской, Учениям Индии. Когда писался роман, "Аннушка уже разлила масло" - Е.И.Рерих написала под руководством Махатм Индии значительную часть "Учения Живой Этики", в котором перед человечеством раскрываются высшие смыслы человеческого бытия и величественные Законы Космоса. Самое интересное заключается в том, что идеи этого Учения находят свое отражение в современной науке, в частности, в синергетике. Академик В.Степин подчеркивает, что именно Учения Востока больше всего соответствуют синергетической парадигме. Как известно, в индийской философии вообще отсутствуют понятия дьявола или сатаны. Есть Брахман - Мировой дух (Абсолют) и три аспекта, в которых он проявляется во Вселенной: Брахма - бог-творец, Вишну - бог-охранитель и Шива - бог-разрушитель. Любая форма вначале создается ее творцом, затем поддерживается в процессе ее развития, когда же форма изживает себя, она подвергается частичному либо полному разрушению. При этом, как пишет Е.П.Блаватская, сами Созидатели являются одновременно и Разрушителями.

Теперь, что касается будущего России, к которому она приближалась в романе Булгакова. Будущее - это Великая Отечественная Война, которая в эзотерическом смысле рассматривается как битва, в результате которой Князь мира будет изгнан за пределы планеты. И миссия его изгнания на физическом плане возложена на Россию, на советский народ. Почему бы не предположить, как об этом уже писал Достоевский в "Легенде об Инквизиторе", что Сам Христос, только теперь в образе Воланда, пришел испытать тот народ, которому предстояла эта великая битва. А что Он увидел, нам уже хорошо известно. В результате нашему народу пришлось пройти в этой войне фактически через чистилище, через коллективный катарсис.

Обратившись к теософии Е.П.Блаватской, к Учению Живой Этики Е.И.Рерих, к другим работам этого направления, можно очень легко разгадать многие смыслы "Мастера и Маргариты". Например, почему просто"мастер", а не "Мастер"? Наверное, потому, что образ булгаковского мастера - это отражение пассивного состояния интеллигенции того времени, ее неспособности разобраться с высшими смыслами происходящего. Более того, это отражение ответственности писателя за каждое сказанное слово, за каждый созданный образ. Ведь Иешуа в романе - это всего лишь тот образ Иисуса Христа, который был способен создать мастер, поэтому все в нем не соответствует Евангелиям. Разве мог Иисус Христос сказать, что Он не знает своего Отца, когда вся Его Миссия была связана с тем, чтобы донести до сознания людей единство Отца, Сына и человека? Разве могли тело Иисуса Христа просто зарыть глубоко в землю, как это делает с ним мастер? Если это так, то не было и никакого Воскресения, и, значит, Бога нет. Вот что сделал мастер своим романом, поэтому он заслужил только покой, отдых, а не Свет. И Булгаков очень четко понимает это.

Мэл Гибсон не авторитет в изображении Иисуса Христа. Мощь Облика Иисуса во всей возможной для восприятия человека полноте передает, наверное, только Евангелие от Иоанна. Разве можно о таком Иисусе написать:"...торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева". или "...я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец..." или "...тут ужас мелькнул в глазах арестанта..." и т.д. Это все только об образе Иисуса, каким его понял и создал мастер, но не о самом Иисусе Христе.

Почему у Булгакова всемогущий Воланд болеет? В "Письмах Махатм", изданных на основании писем, полученных членами Теософского общества в конце XIX в., говорится о том, что Учителя, спускаясь с высоких гор в низины, часто очень болеют, так как вибрации физического мира очень тяжело отражаются на вибрациях их тонкого тела. С этой точки зрения приход Учителя на землю в образе Воланда - это жертва с Его стороны. Это как если бы человеку, который любит запах французский духов, пришлось находиться в атмосфере зловония разлагающихся трупов или гниющей помойки.

Еще интересный аспект этого романа: мысль человека материальна, и поэтому персонажи, созданные фантазией писателя, живут самостоятельной жизнью в мире более тонкой материальности – в мире ментальных форм. Это полностью соответствует Учениям Востока. Об этом же говорит Д.Андреев в своей «Розе Мира». Поэтому и Булгаков наделяет героев романа, написанного мастером, собственной жизнью и собственной судьбой за пределами физического мира. И даже вымышленные герои мучаются и страдают, исчерпывая ту карму, которую возложил на них их создатель. Поэтому читаем у Булгакова: «Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил созданного им героя».

Великолепный образ Маргариты (кстати, в фильме она мне очень понравилась) отражает ту роль, которую предстоит играть женщине в духовном возрождении человечества. И эта идея, как и идея Матери Мира, связанная с возрастающей ролью Женского Начала во Вселенной, тоже пришла на Запад с Востока и была в свое время отражена Вл.Соловьевым.

И не имеет никакого значения, кто послужил прототипом того или иного героя этого произведения, потому что смысл романа - общечеловеческий, и пишутся такие романы на уровне сверхсознания, под руководством Высшего Я человека.

Мне кажется, свобода творчества у режиссеров, которые в будущем еще будут обращаться к этому произведению, появится только тогда, когда они поймут все его основные

смыслы. Тогда появится поле для творческих интерпретаций. Пока же хорошо, что текст произведения донесен в неискаженном виде. Произведение настолько сильное, что фильм и в том виде, в каком мы его увидели, сыграл и еще будет играть очень важную роль в переосмыслении того, в какую эпоху мы сейчас живем. Очень хотелось бы, чтобы писатели, художники, актеры как можно быстрее обратились в тем источникам Высшего Знания, которые пришли к нам в XIX-XX в.в. с Востока, и, к нашему счастью, многие - на русском языке. А, кроме того, творческой интеллигенции нужно активнее обращаться к достижениям современной науки, овладение которыми уже позволяет осуществить синтез науки, философии и религии. Но для этого нужно освободиться от всех прежних догматов, в том числе и церковных.

Огромное спасибо Вам, Владимир Владимирович и всему творческому коллективу за тот мощный энергетический импульс, который Вы внесли в наше застоявшееся и уже загнивающее общество. Будем надеяться, что Россия еще воспрянет, "Иван Стотысячный" проснется, наконец.

Бог с Вами.

Отличный коммент голосуй Плохой коммент
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >



ежедневно
раз в неделю
      


 



Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама