Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Схватка

Оригинальное название: Heat

Комментарии: Оставить свой



1Джокер 24.09.2009, 19:30 #
A Los Angeles Crime Saga

У «Схватки» очень долгая предыстория. Майкл Манн написал первый вариант сценария еще в середине 70-х, за годы до своей первой режиссёрской работы. А в 1989 году он же снял для телевидения своего рода эскиз будущей криминальной классики, боевик «Лос-анджелесская схватка». Если посмотреть сейчас на отрывки из того фильма и сравнить их с тем, что снял Манн спустя девять лет, они покажутся не более чем смешными. Но очевидно, «Схватке» было ничуть не хуже от того, что ее планировали почти двадцать лет и сняли к ней прототип. Когда снимаешь фильм, о котором мечтал столько времени, ошибаться не хочется ни в чем. Тебе не нужен ни один неправильный кадр, ни один плохо справляющийся с работой актер, ни один нелогичный сюжетный ход, и тебе не нужно, чтобы зритель заскучал хоть раз за 170 минут хронометража. Впрочем, как не бывает на свете ничего идеального, так и у Майкла Манна, в конце концов все-таки не получилось идеального кино. Но он, чёрт возьми, сумел подобраться к идеалу довольно близко.

Да, любовь и забота, с которыми Манн снимает своё детище, они видны невооружённым глазом все эти три часа. И немудрящую, на первый взгляд, историю о противостоянии полицейского и преступника он развивает до той самой заявленной в слогане «криминальной саги Лос-Анджелеса». Это действительно сага, большая и масштабная история, в которой живут и действуют не только два человека по разные стороны закона, но десятки различных героев, каждый из которых, до последнего статиста, обречен остаться в памяти зрителя еще долгое время после финальных титров. Манн снимает уверенной и сильной рукой, с первой же сцены устанавливая тон, превращая протагониста и антагониста в двух протагонистов, ни разу не позволяя зрителю заскучать, выжимая из каждого своего актера всё, на что тот способен, а в середине ставя на улицах Лос-Анджелеса лучшую перестрелку в истории кино, предшествуемую великолепно снятым эпизодом ограбления банка. Сценарий за авторством самого Манна – сильный и серьезный, с диалогами, которые только успевай записывать для будущего цитирования, ясным, логичным и насыщенным детективным сюжетом, и персонажами, которым достаточно несколько реплик, чтобы обрести необходимую глубину. Я знаю, конечно, найдутся люди, которые скажут, что не нужна фильму ни трагическая история Дональда Бридена, ни персонаж Иди, ни небольшая сюжетная линия героини Натали Портман… но, знаете, таким образом из этого фильма можно убирать абсолютно всех персонажей, пока не останется ничего, кроме скелета – противостояния полицейского и грабителя. Потеряв своих героев и вслед за ними их сюжетные линии, фильм потеряет свой вес, свою масштабность, станет лишь всего лишь еще одним среди безликой массы штампованных детективов, так неудачно вернувшихся к нам прошлой осенью в виде «Праведного убийства», по иронии судьбы, с теми же Пачино и Де Ниро.

Тем более что каждый из двух с лишним десятков героев «Схватки» не просто сыгран, он оживлён на экране, и как уже было сказано, остаётся в памяти зрителя очень надолго. Кастинг здесь фантастичен от наконец-то встретившихся в одном кадре двух титанов в заглавных ролях до самого последнего бродяги. Вэл Килмер, Том Сайзмор, Эшли Джадд, Дайан Венора, Эми Бреннеман, Хэнк Азария, Уильям Фичтнер и множество других замечательных актеров под чутким руководством Манна играют в полную силу на фоне солирующих Пачино и Де Ниро, и как никто не остается в тени, никто же не пытается захватить себе побольше места. Это один из лучших примеров того, что принято называть прекрасным актёрским ансамблем. Да здесь даже Дэнни Трехо, чёрт побери, по-настоящему играет, а не просто изображает крутого парня. В каком ещё фильме такое было?

Впрочем, при всем многообразии героев «Схватки», все они, по сути своей, лишь статисты – независимо от места в титрах и количества экранного времени. В фильме есть персонаж, не покидающий экрана ни на одну секунду, быстро заостряющий на себе внимание и неотступно сопровождающий жизнь каждого героя этой истории. Это сам город. Майкл Манн взял сухой, жаркий и пыльный днём, прохладный и неспокойный ночью Лос-Анджелес и превратил его из просто места действия в главного героя, со своей историей, атмосферой и десятками судеб и трагедий людей, его населяющих. Это город, в котором нет места счастью и радости, в котором рушатся судьбы, ничего и никогда не идет по плану. Заметьте, ни одного из героев этой истории в финале не будет ждать счастливый конец, и совершенно неважно, кто выжил и кто погиб. Здесь нет победителей.

И вот этой потрясающей атмосферой тоски, безнадеги и бесконечного одиночества на фоне большого города «Схватка» всегда была ценна для меня наиболее всего. Во многом с помощью фантастической операторской работы и великолепной музыки Майкл Манн сделал атмосферу самым главным достоинством своей криминальной саги, достоинством выше и сценария, и актёрской игры, как бы замечательны они не были. Этим ощущением тихой грусти и невероятной меланхолии каждый кадр и каждая сцена 171-минутного фильма пропитаны буквально насквозь. Когда ДеНиро и Бреннеман с веранды наблюдают за негаснущими огнями ночного Города Ангелов, когда усталый Пачино, подобно гончему псу, несётся за своей целью по ночному шоссе, когда он же с балкона отеля наблюдает за сотнями идентичных автомобилей, мчащихся в прохладной ночи – куда? зачем?.. и когда два очень похожих человека, волей судьбы оказавшихся по разные стороны закона, ведут свой тихий и проницательный разговор за ресторанным столиком. В этих, и еще в десятках сцен.

Майкл Манн взял простейший сюжет о противостоянии полицейского и преступника, и не просто сделал историю масштабнее, но снял настоящий криминальный эпик, достойный встать в один ряд с лучшими фильмами жанра. «Схватка» - это его знаковый, самый главный и самый лучший фильм, такой фильм, который у каждого режиссёра бывает только один, и по которому его будут судить будущие поколения. А то, что в данном случае фильм не получил ни единой не то что значимой награды, но даже номинации, никакого значения не имеет. А еще - это один из тех фильмов, заставляющих нас полностью верить, что рассказываемая в них история не заканчивается с финальными титрами.

... Почти три часа перед экраном проходят. Два человека пожимают друг другу руки, начинает играть прекрасная композиция Moby и экран становится тёмным. Фильм завершился, но мы знаем, что несчастная и одинокая жизнь большого города будет продолжаться. Еще долгие и долгие годы. И будут жить своими несчастными жизнями эти герои, за которыми мы только что наблюдали. Но зритель этого уже не увидит. К счастью или к сожалению.

Отличный коммент голосуй Плохой коммент

все фильмы
все персоны

ежедневно
раз в неделю
      



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама