ЧелюстиОригинальное название: JawsКомментарии: Оставить свой1Джокер 05.10.2009, 16:29 #
"Нам нужно судно побольше..."
К фильмам о самых различных монстрах, любящих всячески пожрать людишек, нам с вами давно уже не привыкать. Они выходят каждый год вот уже несколько десятилетий, в основном минуя большой экран, и сразу отправляясь на полки DVD-магазинов. Снимаются в них преимущественно актёры в лучшем случае класса "Б", спецэффекты всегда смехотворны, а сюжет, если он есть, обычно можно описать одной фразой. В этой фразе и содержится простая как бревно идея, которую десятилетиями брали многие режиссеры и каждый раз не оказывались способны сделать с ней хоть что-то достойное. В крайнем случае получалось бездумное одноразовое развлекалово от ремесленников вроде Ренни Харлина, но дальше этого дело не шло, и "Челюсти" вот уже 34 года, как та самая гигантская акула, гордо плавают посреди бесчисленного планктона.
Мастерство ставившего свой первый по-настоящему большой фильм 26-летнего Спилберга чувствуется с первой же сцены. Вот звучит незабываемая музыка Джона Уильямса, вот камера медленно поднимается из глубины к плывущей девушке, и происходит нападение, во время которого мы видим лишь дико кричащую жертву, отчаянно барахтающуюся на поверхности воды, не понимающую, что происходит. Для достижения нужного эффекта - хватает более чем. Спилберг прекрасно это понимает, и в этой сцене, и в эпизодах последующих нападений великолепно играет на страхе каждого человека перед неизвестностью, в данном случае скрывающейся там, в бездонной тёмной глубине. Нам не нужно видеть море крови, не нужна внезапная громкая музыка, не нужно видеть само чудовище: человеческое воображение само нарисует всю страшную картину. А потому и открывающий эпизод, и простая сцена, когда акула зацепляет и уносит за собой часть причала, на котором стоит рыбак, а затем причал отплывает и медленно, неудержимо разворачивается в сторону плывущего человека - все это пугает в десятки раз больше иного "хоррора", где все потроха вываливаются в лицо зрителю. Всю первую половину фильма Спилберг прекрасно развивает темы страха, опасности и угрозы, с которой невозможно бороться и которую невозможно остановить; темы, четко обозначившиеся еще в "Дуэли".
И всё это при том, что "Челюсти" и стопроцентным фильмом ужасов никак не назовешь. В первые 65 минут это куда больше триллер, держащий в постоянном напряжении даже тогда, когда действие происходит не в воде. События развиваются по ставшему с тех пор стандартнейшим сценарию: совершено очевидное нападение, однако на носу очень кстати 4 июля, и мэр города закрытия пляжей не допустит ни за что. Вторая смерть не заставляет себя ждать, тут прибывает всезнающий эксперт, местные рыбаки по ошибке ловят не ту акулу, и лишь после очередного нападения все ясно понимают, насколько дело плохо. А потому полицейскому, ученому и опытному рыбаку предстоит выйти в море в поисках огромной твари, и тут триллер заканчивается, а начинается чистое приключенческое кино. Именно с момента выхода "на рыбалку" начинается, по большому счёту, тот самый первый в истории летний блокбастер.
К приключению, так же как и к триллеру, не обнаруживается ровным счётом никаких претензий. Триллерное напряжение никуда не девается и плавно перетекает во второй акт, музыка из тихой и невероятно напряжённой как-то даже незаметно становится героическо-приключенческой, фильм начинает по-настоящему захватывать, появляются динамика и адреналин. А еще на 79-й минуте фильма, наконец-то, появляется сама виновница торжества, и она оправдывает все ожидания, ибо выглядит и действует как настоящая живая акула. Как она была страшна, когда ее не показывали, так и страшна она, появившись наконец во всей своей монструозной красе. То, что чудовище на деле - механическое, не подумаешь ни разу за всю вторую половину фильма.
А еще фильм дает немалый простор для персонажей, и наверно, в этом его главное отличие от всех последующих фильмов о монстрах. Потому что "Челюсти" - кино совсем не об акуле, акула тут - лишь инструмент, это кино прежде всего о людях. И хотя и в первой половине Рой Шайдер и Ричард Дрейфус были абсолютно убедительны в ставших с тех пор стереотипами ролях, и Роберт Шоу выдал свой яркий монолог, но стоит Спилбергу вывести троих мужчин в море, полностью изолировать их от берега (нет ни единого кадра, хотя бы намекающего на присутствие вдалеке земли) и оставить наедине с чудовищем, на которое они охотятся (или которое охотится на них) - вот тут характеры начинают проявляться в полной мере, и кино вместе с приключенческим становится персонажным. Шайдер замечателен в роли боящегося воды полицейского, впервые в своей размеренной жизни столкнувшегося с такой угрозой; и Дрейфус чертовски хорош в качестве всезнающего ученого, точно так же впервые встретившегося с предметом своего многолетнего изучения; но именно Роберт Шоу, что называется, крадет здесь всё шоу. Матёрый морской волк Куинт со своими вечными шутками, беззаботностью, непоколебимой уверенностью в том, что он сумеет поймать акулу, песенкой про испанских дам и общей невероятной харизмой спокойно затыкает за пояс остальных двоих, хотя и не до такой степени, чтобы им ничего не осталось. А еще именно он принимает главное участие в самой страшной сцене фильма. Да, наиболее страшен тут не открывающий эпизод, и не оммаж Хичкоку в сцене ночных поисков, но тихий, проникновенный монолог Куинта о крушении судна "Индианаполис". То, что он расскажет, никто не захочет или не найдет сил себе представить, и именно в этой небольшой, но навсегда запоминающейся речи - бьющееся сердце "Челюстей".
Смотря сейчас дополнительные материалы и зная невероятные сложности, через которые прошла тогда вся съемочная команда, сложно признать то, что в итоге у них получился практически безупречный фильм. Но так оно и есть. Будущий великий и всем известный Спилберг, а тогда молодой режиссер с парой-тройкой фильмов за плечами не оступился ни разу за весь путь, удалив из бульварного романа Бенчли все ненужные сюжетные линии, 80 минут не показывая нам акулу, и ударив в итоге на постоянное напряжение, актёрскую игру, замечательный саундтрек и абсолютно непредсказуемый в смысле "кто выживет, а кто нет" финал. И то, что к непредсказуемости там добавляется немного нереалистичности - сильно не меняет дела. В конце концов, висящее на стене ружьё обязательно должно выстрелить, а такое огромное и сильное чудовище не заслуживает обычного конца.
Вердикт - первый и последний шедевр жанра. все фильмы
# А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z все персоны
|
|
|||||
|
|
|
|