Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Челюсти

Оригинальное название: Jaws

Комментарии: Оставить свой



2Юлия 22.12.2010, 11:52 #
"Золото кинематографа"

"Челюсти" - мой любимый фильм. Я приобела все четыре части, хотя цепляет по настоящему конечно же первая история о монстре - Спилберговская. Могу сказать лишь то, что я согласна с каждым словом вышенаписанного комментария, на который я случайно наткнулась, блуждая в сети. Игра актеров, безупречно подобранная музыка, и "живой" то есть механический, не коппьютерный монстр - это шедевр!!! Я обожаю этот фильм, и смотрю его всякий раз, когда плохое настроение. Честно, минимум раз в 2 недели...Считайте меня ненормальной, но я тащусь от фильма, и каждый раз вздрагиваю, когда на экране появляется акула или играет та самая музыка...

Спасибо Вам, Стивен. Вы гений! Кстати, вторая часть, снятая не Спилбергом, тоже не плохой фильм, однако, завораживает иенно первое знакомство с монстром - то есть часть № 1.

Советую всем посмотреть и вдуматься в смысл, попробовать понять задумку режиссера. А книга Питера Бенчли так себе...практически ничего общего с фильмом...Слава Богу!

Отличный коммент голосуй Плохой коммент
1Джокер 05.10.2009, 16:29 #
"Нам нужно судно побольше..."

К фильмам о самых различных монстрах, любящих всячески пожрать людишек, нам с вами давно уже не привыкать. Они выходят каждый год вот уже несколько десятилетий, в основном минуя большой экран, и сразу отправляясь на полки DVD-магазинов. Снимаются в них преимущественно актёры в лучшем случае класса "Б", спецэффекты всегда смехотворны, а сюжет, если он есть, обычно можно описать одной фразой. В этой фразе и содержится простая как бревно идея, которую десятилетиями брали многие режиссеры и каждый раз не оказывались способны сделать с ней хоть что-то достойное. В крайнем случае получалось бездумное одноразовое развлекалово от ремесленников вроде Ренни Харлина, но дальше этого дело не шло, и "Челюсти" вот уже 34 года, как та самая гигантская акула, гордо плавают посреди бесчисленного планктона.

Мастерство ставившего свой первый по-настоящему большой фильм 26-летнего Спилберга чувствуется с первой же сцены. Вот звучит незабываемая музыка Джона Уильямса, вот камера медленно поднимается из глубины к плывущей девушке, и происходит нападение, во время которого мы видим лишь дико кричащую жертву, отчаянно барахтающуюся на поверхности воды, не понимающую, что происходит. Для достижения нужного эффекта - хватает более чем. Спилберг прекрасно это понимает, и в этой сцене, и в эпизодах последующих нападений великолепно играет на страхе каждого человека перед неизвестностью, в данном случае скрывающейся там, в бездонной тёмной глубине. Нам не нужно видеть море крови, не нужна внезапная громкая музыка, не нужно видеть само чудовище: человеческое воображение само нарисует всю страшную картину. А потому и открывающий эпизод, и простая сцена, когда акула зацепляет и уносит за собой часть причала, на котором стоит рыбак, а затем причал отплывает и медленно, неудержимо разворачивается в сторону плывущего человека - все это пугает в десятки раз больше иного "хоррора", где все потроха вываливаются в лицо зрителю. Всю первую половину фильма Спилберг прекрасно развивает темы страха, опасности и угрозы, с которой невозможно бороться и которую невозможно остановить; темы, четко обозначившиеся еще в "Дуэли".

И всё это при том, что "Челюсти" и стопроцентным фильмом ужасов никак не назовешь. В первые 65 минут это куда больше триллер, держащий в постоянном напряжении даже тогда, когда действие происходит не в воде. События развиваются по ставшему с тех пор стандартнейшим сценарию: совершено очевидное нападение, однако на носу очень кстати 4 июля, и мэр города закрытия пляжей не допустит ни за что. Вторая смерть не заставляет себя ждать, тут прибывает всезнающий эксперт, местные рыбаки по ошибке ловят не ту акулу, и лишь после очередного нападения все ясно понимают, насколько дело плохо. А потому полицейскому, ученому и опытному рыбаку предстоит выйти в море в поисках огромной твари, и тут триллер заканчивается, а начинается чистое приключенческое кино. Именно с момента выхода "на рыбалку" начинается, по большому счёту, тот самый первый в истории летний блокбастер.

К приключению, так же как и к триллеру, не обнаруживается ровным счётом никаких претензий. Триллерное напряжение никуда не девается и плавно перетекает во второй акт, музыка из тихой и невероятно напряжённой как-то даже незаметно становится героическо-приключенческой, фильм начинает по-настоящему захватывать, появляются динамика и адреналин. А еще на 79-й минуте фильма, наконец-то, появляется сама виновница торжества, и она оправдывает все ожидания, ибо выглядит и действует как настоящая живая акула. Как она была страшна, когда ее не показывали, так и страшна она, появившись наконец во всей своей монструозной красе. То, что чудовище на деле - механическое, не подумаешь ни разу за всю вторую половину фильма.

А еще фильм дает немалый простор для персонажей, и наверно, в этом его главное отличие от всех последующих фильмов о монстрах. Потому что "Челюсти" - кино совсем не об акуле, акула тут - лишь инструмент, это кино прежде всего о людях. И хотя и в первой половине Рой Шайдер и Ричард Дрейфус были абсолютно убедительны в ставших с тех пор стереотипами ролях, и Роберт Шоу выдал свой яркий монолог, но стоит Спилбергу вывести троих мужчин в море, полностью изолировать их от берега (нет ни единого кадра, хотя бы намекающего на присутствие вдалеке земли) и оставить наедине с чудовищем, на которое они охотятся (или которое охотится на них) - вот тут характеры начинают проявляться в полной мере, и кино вместе с приключенческим становится персонажным. Шайдер замечателен в роли боящегося воды полицейского, впервые в своей размеренной жизни столкнувшегося с такой угрозой; и Дрейфус чертовски хорош в качестве всезнающего ученого, точно так же впервые встретившегося с предметом своего многолетнего изучения; но именно Роберт Шоу, что называется, крадет здесь всё шоу. Матёрый морской волк Куинт со своими вечными шутками, беззаботностью, непоколебимой уверенностью в том, что он сумеет поймать акулу, песенкой про испанских дам и общей невероятной харизмой спокойно затыкает за пояс остальных двоих, хотя и не до такой степени, чтобы им ничего не осталось. А еще именно он принимает главное участие в самой страшной сцене фильма. Да, наиболее страшен тут не открывающий эпизод, и не оммаж Хичкоку в сцене ночных поисков, но тихий, проникновенный монолог Куинта о крушении судна "Индианаполис". То, что он расскажет, никто не захочет или не найдет сил себе представить, и именно в этой небольшой, но навсегда запоминающейся речи - бьющееся сердце "Челюстей".

Смотря сейчас дополнительные материалы и зная невероятные сложности, через которые прошла тогда вся съемочная команда, сложно признать то, что в итоге у них получился практически безупречный фильм. Но так оно и есть. Будущий великий и всем известный Спилберг, а тогда молодой режиссер с парой-тройкой фильмов за плечами не оступился ни разу за весь путь, удалив из бульварного романа Бенчли все ненужные сюжетные линии, 80 минут не показывая нам акулу, и ударив в итоге на постоянное напряжение, актёрскую игру, замечательный саундтрек и абсолютно непредсказуемый в смысле "кто выживет, а кто нет" финал. И то, что к непредсказуемости там добавляется немного нереалистичности - сильно не меняет дела. В конце концов, висящее на стене ружьё обязательно должно выстрелить, а такое огромное и сильное чудовище не заслуживает обычного конца.

Вердикт - первый и последний шедевр жанра.

Отличный коммент голосуй Плохой коммент

все фильмы
все персоны

ежедневно
раз в неделю
      



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама