Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Унесенные призраками

Оригинальное название: Sen to Chihiro no kamikakushi

Комментарии: Оставить свой



1pairllad 14.06.2010, 10:56 #
Путеводная нить из Мира Безликих

После знакомства с «Унесенными» Хаяо Миядзаки, все известные мне анимэ-сериалы показались обычным мусором, да и сам Хаяо предостерегает родителей уберечь своих детей от этого обилия, не забивать их, да и свои головы бесполезными по сути вещами. Как в мире книг, так и в анимации нужно проходить мимо однодневок и вдумчиво останавливаться на серьезных произведениях.


Таким и является фильм «Унесенные призраками». Прочитав здесь рецензии, я увидел, что есть непонимание как деталей сюжета (например, что все свиньи — это заколдованные люди), так и более глубокое непонимание. Наверное, надо сохранить что-то светлое и чистое из детства, чтобы смотреть такие произведения.


Для кого этот фильм? Вроде бы и для детей, но этот фильм не был бы шедевром, если бы не давал для каждого возраста что-то свое, что-то важное. Для взрослых — это возможность окунуться в прекрасный мир детства, полный красок и очарования. Образ Техиро написан Миядзаки просто с отеческой любовью, и это чувство передается нам. Это уже две важных для нас вещи, но третье, самое главное, фильм дает нам богатую почву для размышлений.


Остановимся здесь подробнее. Каков главный, скрытый подтекст картины? Понятно, что извечная проблема добра-зла, но как она здесь поставлена? Явно речь не о доброй Техиро и злой колдунье Юбабе, конечно нет. Тут уже писали, что Миядзаки, как мастер, художник, не противоставляет одно другому. Это вам не предсказуемый и уныло рационалистический диснеевский мир, где все как на ладони — вот добро, а вон, черное и с зубами — это зло. Удивительно, но анимационный мир Миядзаки куда реалистичнее и правдивее, чем может показаться.


И все же мы можем увидеть там главное зло. Как вы думаете, кто? Вы не поверите, это Безликий. Удивлены? Как же так? Нет, здесь речь не о классическом злодее, к которому мы привыкли по диснеям и голливудам. Зло — штука многогранная, сложная. Оно разлито в каждом из нас, ведь мы все, по сути, БЕЗЛИКИЕ. Мы, как слепые котята, приходим в этот мир и, за редким исключением, такими же слепыми и уходим из него. Не разбираясь в сути вещей, мира, мы судим его, отрицаем, презираем…


Кто такой Безликий? По имени понятно — это человек (дух), оставшийся без лица, без своего Человеческого. С кем, кого из мира реального Миядзаки сравнивал с этим персонажем? Нас, взрослых людей, кто вырос и утратил драгоценности детского восприятия мира, дар непосредственности, чистоты, искренности, когда чувства затухают, их палитра беднеет, когда внутренне мы подменяем внешним, обрастаем маской. Но если ты даже стал Безликим, но подспудно, где-то из самых глубин души в тебе, как росток сквозь асфальт, пробивается тяга к чему-то прекрасному, светлому, то этот фильм для тебя. Тогда станет ясно, что главное зло на земле — это оставться таким БЕЗЛИКИМ и жить без всякой надежды на спасение.


Посмотрите на персонажей — Юбабу, многих работников, самого Безликого. Они ни плохие, ни хорошие одновременно. Мир духов купален повторяет наш несовершенный мир, вначале он очень недружелюбно принимает Техиро. Но Безликий тянется к ней, неосознанно чувствует — девочка может дать ему что-то очень важное, в ней есть то, что он давно потерял, но сохранил о том память и это не дает его душе покоя. Этим мне персонаж очень дорог. На пути к поиску своего счастья он совершает много ошибок. Посмотрите, как он беспомощен в сцене встречи с Техиро, когда она бежит спасть Хаку. Он разгневан и, прежде всего, на самого себя.


Человек должен отдавать, отдавать свое сердце — такова бесхитростно простая и одновременно наисложнейшая формула любви. Безликий помнит только, что должен что-то отдать, он видит, как падки люди на золото, но, в конце концов, оно никому не приносит счатье и, самое главное, самому Безликому. Горький пирожок, кусочек, что мог спасти родителей Техиро, стал повортной вехой в судьбе Безликого. Он в этот же день, наконец, обретает свой дом и, надо думать, любовь. И хочется спросить — а часто ли вы думали, как прекрасно просто иметь свой дом, куда ты можешь вернуться, где тебя ждут любящие родители и просто близкие люди? Наверняка редко.


Техиро — обыкновенный ребенок, но она еще не испорчена миром взрослых, не научена фальши, лицемерию, золото пока что лишь красивая побрякушка и не более того. Она должна преодолеть свой страх, неувернность, чтобы отстоять близких людей и она делает это. Мы спросим здесь — что есть любовь. Любовь к миру, к людям, когда это прекрасное чувство есть, то мир и люди отвечают тебе тем же. В конце работники купален искренне радуются за Техиро. Даже Юбаба улыбается ей на прощанье, скрывая свою улыбку. Удивительно, как один человек может изменить мир вокруг себя…


Юбаба. Хотелось бы и о ней немного сказать. Она не знает любви, посему замкнута в своем мирке драгоценностей и золота. Даже своего малыша она заперла в своей позолоченной клетке. Дарит ли она любовь своему малышу? Мы можем сказать, что да, но любовь эта неразумна. Неразумность любви — это когда вещи более высокого (духовного) порядка заменяются вещами более низкого, вещественного, материального. Зачастую любовь пытаются купить дорогими, красивыми вещами. Но в мире Безликих это может и прокатит, а вот в еще неиспорченном мире детей даже маленький Бо, не смотря на все усилия Юбабы, запомнит один день путешествия с Техиро и он станет куда ценее и значимее, чем кучи подушек, конфет и игрушек.


Сохраняют в себе человечность и образы Хаку, Ценибы, дедушки Камадзи, Рин. Дедушка Камадзи, если не ошибаюсь, Миядзаки писал как бы с себя) В любом случае, они действительно похожи. Камадзи очень тонко и глубоко понимает мир, добр по натуре, на нем фактически держится работа всех купален. Цениба, как и Камадзи, противостоит образу Юбабы. Так ее сестра находит свое тихое счастье в мире сельской жизни и это счатье тоже настоящее, не извращенное жаждой обладания.


Об этом фильме можно говорить очень долго — о мире духов, об экологическом контексте и т. д. Я же решил поведать о том, что меня взволновало в этом фильме до глубины души, что заставило читать многочисленные рецезнции, интервью и работы самих авторов, а главное — смотреть этот фильм несколько раз, как и многие другие прекрасные работы Хаяо Миядзаки и его друга Исао Такахаты.

Отличный коммент голосуй Плохой коммент

все фильмы
все персоны

ежедневно
раз в неделю
      



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама